В третий раз за последние несколько лет на конкурсе «Учитель года» в Астрахани лучшим признан представитель Харабалинского района. Местные газеты не скупились на эмоции, называя победу учителя истории Сасыкольской школы Юрия МачневА сенсацией. Примечательно и то, что в конкурсе, как никогда, было много мужчин – шестеро из шестнадцати участников.
– Нет, я нисколько не задумываюсь, чем я лучше других, – рассмеялся Юрий. – Так ведь недалеко и до мании величия. Помните охотника в телеспектакле «Обыкновенное чудо», как он всего боялся? Ну было это событие в моей жизни, и хорошо. «К тому же я фаталист, живу с ощущением правильности и необходимости всего, что со мной происходит.
Юрий подкупил меня сразу своей искренностью и непосредственностью.
– Вы только не пугайтесь, когда нашу школу увидите, – предупредил он меня. – Она у нас старенькая, 130-летняя. И не поверите, сохранилась.
Вздохнул: «Знаете, сколько у нас зданий? Одиннадцать».
Со станции Харабали (а поезд из Москвы прибывает туда ранним утром) Юрий привез меня, конечно же, не в школу, а к себе домой. Надежда Евгеньевна, супруга и коллега (она заместитель директора школы по методической работе), ждала нас за накрытым столом. А в соседней комнате о чем-то шептались две обаятельные сестрички – Настя и Аленка. Не удержались, выглянули посмотреть на московскую гостью.
За стол сели всем семейством. Восьмилетняя Настя с интересом слушала наши разговоры. Как выяснилось позже, человек она очень ответственный. В тот день она беспокоилась, не опоздает ли в связи с приездом к папе московской гостьи в школьный лагерь. Пора бы уже из дома выходить. Аленку по пути в детский садик еще надо отвести.
Наконец Аленку причесали и нарядили, и мы дружно вышли из дома. Нет, меня не страшили пески, в которых предстояло увязать (к ним я была готова, как не знать про харабалинские песчаные степи). Но мошка (ударение на последнем слоге, иначе получается намного нежнее и безобиднее), взявшая меня в плен еще на харабалинском перроне, продолжила свою яростную атаку.
На пришкольном участке вовсю трудились дети. Лишь некоторые из них были в москитных сетках. Не берет их что ли эта вездесущая мошка? Директор Раиса Осипова сразу же озадачила меня непростым вопросом. Мол, доводилось ли видеть здания старее и хуже, чем их школа. Я вежливо отмычалась, мол, всякое видела.
– А вот музея такого, как у нас, вряд ли видели. Хотите посмотреть? Школьный музей действительно впечатляет. Вся история древнего села (основано оно в 1770 году) открывается как на ладони. Вскоре я знала, что «Сасыколи» переводится с калмыцкого языка как «чистая вода». Но где же она в этих песках? Да совсем рядом. Если бы не мошкара, увидела бы я, конечно, и речку Ашулук и Ахтубу.
В музее много экспонатов, видна работа краеведов. Впечатляют разделы, посвященные юбилею Победы. Всего в селе проживает около пяти с половиной тысяч человек. Школьников – 753 человека, учителей – 85. Тенденции хорошо известные: рождаемость уменьшается, смертность увеличивается. Растет отток коренных жителей в город, а в село приезжают переселенцы из других регионов.
Вот такой социум, в котором работает школьный коллектив. И судя по всему, трудится довольно успешно. Программа развития воспитательной системы школы на основе новой модели организации жизнедеятельности коллектива в форме республики уже дает свои результаты. Школа для ребят, а это видно по всему, действительно стала родным домом. И в этом доме они полноправные хозяева. А учителя здесь исповедуют принцип семи «у» (уверенность, успешность, удивительность, убедительность, уважительность, уравновешенность и улыбчивость).
Где вы еще найдете школу, где все мужчины (а их двадцать человек) поют в хоре. Да еще как поют! У троих, включая и Юрия Мачнева, за плечами музыкальная школа, училище. Вот такое «спетое» мужское братство!
– Если бы в Москву со мной поехала наша группа поддержки, я бы наверняка лучше выступил, – признается Юрий Владимирович. – В Астрахани-то меня вдохновляли и директор Раиса Ивановна, и завуч Ольга Георгиевна Коломина, и наши учителя.
Умение удивляться и замечать таланты в других – ценное качество в человеке. Юрий Мачнев им обладает. С удовольствием рассказывает, как в паре с Александром Сургановым они поразили всех участников районного семинара по гражданско-патриотическому воспитанию «Слава солдатская, сила богатырская».
– Мы с Александром Вячеславовичем подготовили со своими пятиклассниками литературно-историческую композицию «Отечества родного патриот». Знаете, какой стихотворный текст сочинил Александр? Что там «Сказ про Федора-удальца…» Все директора районных школ были в восторге, – вспоминает Мачнев.
Правда, талантов самому Юрию Владимировичу не занимать. И он их успешно реализует. Именно в институтской волейбольной команде приглядел он себе будущую жену. Понравилось, как серьезно и ответственно она относится к игре. Сам-то он любит импровизировать. В юности носил кличку Макаревич. Любил под гитару исполнить что-нибудь из репертуара «Машины времени». А сейчас ведет в сельской музыкальной школе класс гитары. И с волейболом не расстается, тренирует сельскую молодежь. Когда все успевает? Шутит: «В сутках-то двадцать четыре часа».
Влюблен в свой предмет. В кабинете истории на видном месте изречение: «История – это свидетель эпох, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего». Точно сказано. С Цицероном не поспоришь. Хочет, чтобы и его ученики этот «луч правды» ощутили сердцем. Потому и ищет разнообразные формы подачи материала. Самокритичен.
– В одиннадцатом классе как-то весь урок пошел насмарку. Увлекся, и пошел сплошной монолог. Спохватился, говорю ребятам, у меня такое ощущение, что я вас «заболтал».
– Ничего, ничего, вы так интересно рассказываете, – услышал в ответ.
Убежден, на уроках ребятам нужно как можно чаще давать возможность для самостоятельной работы. Они должны стать участниками изучаемой эпохи, проявить вовсю эрудицию, смекалку, другие умения. Так, к примеру, изучение в 7-м классе темы «Первые Романовы. От сословно-представительной монархии к абсолютизму» происходит в виде сюжетно-ролевой игры. Ребята лучше усваивают особенности и противоречия данной эпохи. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович не только отвечают на вопросы «детей боярских», но и проверяют работу «приказов», дают им задания. К примеру, команда ребят из «поместного приказа» должна определить черты российской экономики ХVII века, которые говорят об укреплении государства и усилении царской власти. Это введение единых таможенных пошлин и защита русских купцов от конкуренции со стороны иностранцев, появление мануфактур, выполняющих заказ государства. Невольно задумаешься, умеем ли мы извлекать уроки из минувшего.
История – жизнь памяти, посланница минувшего…
«Каждый день я вижу перед собою Россию великую и Россию несчастную. Я горжусь и страдаю. В какой стране я хочу жить? Ответ очевиден. А вы, дорогие мои сограждане, где вы хотите жить?» Не во время ли таких уроков родились у Мачнева эти пронзительные строки, которыми он предварил свое конкурсное эссе?!
Как дойти до сердца каждого ученика?
– Мне запомнилось высказывание одного методиста из Астрахани, – говорит Мачнев. – Он так выразился. Технология, что гаечный ключ, одну гайку не отвернешь, а к другой, побольше, этот ключ не годится. И я с ним согласен, нужно владеть многими технологиями, а не упираться в одну.
В последнее время увлекся Мачнев модулями. Система модульной технологии преподавания истории привлекла его тем, что предоставляет максимум самостоятельности ученикам при освоении темы. Но и у нее есть свои подводные камни. Взять хотя бы входной контроль. Модульная технология предполагает, если есть какие-то «западания», то нельзя переходить к новой теме. Значит, нужно выработать систему коррекции, приемлемую для каждого ученика. Приходится проводить с кем-то дополнительные занятия.
– Работа учителя не может быть рутинной, – заявляет учитель Мачнев, – всегда необходимо осваивать что-то новенькое.
Так что от «звездной болезни» Юрий Владимирович застрахован. Хотя когда я увидела у него в доме под стеклом на видном месте «Диплом участника областного конкурса», то немного засомневалась. Ох как трудно удержаться от соблазна полюбоваться собой, своими наградами. Но, прочитав слова благодарности бывшего астраханского губернатора участнику конкурса Мачневу, поняла – такому диплому здесь самое место. «Ваш справедливый труд, самоотдача педагога, наставника, патриота своей профессии служат благородному делу»… Почаще бы всем учителям читать и слышать такие слова.
Надежда ТУМОВА, Фото автора, с. Сасыколи, Астраханская область
Комментарии