search
main
0

Республика «Школярия». Краткое описание модели (школа №1 п. Безенчук Самарской области)

Школа открыта 20 декабря 1953 года, в 1996 году учреждение переехало в новое здание, где сегодня учатся 700 детей. С 2000 года школа участвует в программе «Новая цивилизация», и вот уже два года действует демократическая республика с выборными органами власти.

Первый этап – май 2003 г. – декабрь 2003 г. – региональный этап конкурса. присылают подготовленные материалы по адресу органа управления образованием субъекта Российской Федерации с пометкой «Всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления». Заявка на участие в

Для работы органов самоуправления есть все условия: наличие специального кабинета (для проведения заседаний парламента), актовый зал (для проведения общего собрания, совета школы).

Адрес школы: Самарская область, поселок Безенчук, ул. Садовая, 37, телефон (код 8-276) 2-33-05.

Школьная модель самоуправления в основе своей предполагает тесное сотрудничество между детьми разных возрастов и взаимодействие с педагогическим коллективом.

Модель – школьная демократическая республика (совмещенная административно-игровая форма).

Президент – избираемый из числа учащихся 9-11-х классов, который является представителем интересов школьников на высшем уровне, избирается сроком на один год из числа нескольких кандидатов.

Парламент – государственный орган, отвечающий за принятие законов. Избирается на один год из учащихся 5-11-х классов.

Правительство – назначается президентом из числа представителей каждого класса.

Министерства – каждый министр набирает группу в составе трех человек из числа единомышленников.

Суд – самостоятельная структура, подчиняющаяся конституции республики, из трех человек.

Все граждане демократической республики имеют право быть избранными и избирать в государственные органы власти. В республике действуют следующие законы: конституция, закон о гражданстве, закон о награждении, закон о штрафах и налогах, закон об образовании, закон о СМИ.

В школе моделируется деятельность различных органов государственной власти в соответствии с конституцией школьной республики и принятыми планами и программами. Все учащиеся с 5-го по 11-й класс включены в активную экономическую, политическую жизнь республики, педагоги и родители поддерживают детей и помогают в случае необходимости.

Президент имеет право участия в работе педагогического совета.

Органы образования округа методически помогают работе республики и частично финансируют ее деятельность.

Л.Дмитриева, О.Никифорова

Комментарий

Этот материал совсем короткий, но тем не менее дает основание увидеть его определенные достоинства.

1. В школе была хорошая традиция – готовить коллектив к введению самоуправления с помощью проведения «Дня дублера». Уверен, что эта работа принесла свои результаты – и школьники, и педагоги захотели более серьезной системной работы в этом направлении. Именно благодаря тому, что они почувствовали вкус самоуправления. Это один из путей (правда, достаточно долгий), чтобы изменить отношение всего коллектива к идее внедрения той или иной модели самоуправления.

2. Совершенно верно, что суд является независимой самостоятельной ветвью власти. Это нужно будет еще внедрять в большинстве школ России, где, к сожалению, суд рассматривается как часть правительства.

3. Желательно получить более подробное описание функционирующей модели.

Еще раз приглашаем всех читателей присылать свои модели или просто описание опыта работы в сфере самоуправления.

Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук

«Утверждаю»

Заместитель министра образования Российской Федерации Е.Е.Чепурных

27 марта 2003 г.

Положение

о Всероссийском конкурсе моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений

Министерство образования Российской Федерации, Межрегиональная общественная организация детей и молодежи «Новая цивилизация», Международная ассоциация содействия школьным советам проводят Всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений (далее – конкурс).

Цели и задачи конкурса

Цель – развитие и активизация ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации на основе педагогических традиций отечественной школы и современных воспитательных технологий и в плане реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2001-2004 годы.

Задачи конкурса:

изучить воспитательный потенциал общеобразовательных учреждений России по созданию и поддержке ученического самоуправления;

привлечь внимание педагогической общественности к функционированию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях;

систематизировать имеющийся опыт функционирования и развития ученического самоуправления в различных общеобразовательных учреждениях;

определить оптимальные модели ученического самоуправления для образовательных учреждений различного типа;

создать информационный банк реально существующих моделей ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации;

стимулировать деятельность педагогических коллективов, поддерживающих ученическое самоуправление.

Реализация цели и задач конкурса призвана способствовать:

дальнейшему повышению статуса и эффективности воспитания в общеобразовательных учреждениях России;

обновлению содержания воспитания, прежде всего в сфере школьного ученического самоуправления;

выявлению и распространению актуальных и перспективных педагогических технологий создания моделей ученического самоуправления;

созданию современного научно-методического, психолого-педагогического, организационного и информационного обеспечения развития ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России;

развитию творческого потенциала, повышению активности педагогических работников, занятых в сфере воспитания и дополнительного образования детей и молодежи;

пропаганде реальных практических достижений в области ученического самоуправления, функционирующего в образовательных учреждениях России;

дальнейшему развитию связей педагогической науки с практикой воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Участники конкурса

В конкурсе могут принять участие общеобразовательные учреждения по следующим номинациям:

общеобразовательная школа;

лицей, гимназия, колледж;

школа-интернат;

учреждение дополнительного образования детей.

Порядок и сроки проведения конкурса

Конкурс проводится с мая 2003 г. по июнь 2004 г.

Первый этап – май 2003 г. – декабрь 2003 г. – региональный этап конкурса. Участники конкурса присылают подготовленные материалы по адресу органа управления образованием субъекта Российской Федерации с пометкой «Всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления».

Региональное жюри конкурса отбирает в соответствии с нижеприведенными критериями лучшие работы и направляет их до 15 декабря 2003 г. (дата определяется по почтовому штемпелю) по адресу: 101856, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6, Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации с пометкой «Всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления».

В случае, если в субъекте Российской Федерации не проводится 1-й этап конкурса (не сформировано жюри 1-го этапа), авторы вправе самостоятельно направить свои работы для участия во 2-м этапе конкурса.

Второй этап – январь – март 2004 г. – заочный федеральный этап конкурса. Отобранные на региональном этапе конкурса и присланные в Министерство образования РФ материалы участвуют в заочной экспертизе, которая проводится экспертами, назначенными оргкомитетом конкурса.

Эксперты осуществляют отбор полученных материалов в соответствии с нижеприведенными критериями для участия в очном финале.

Третий этап – май – июнь 2004 г. – очный финал конкурса проводится:

1) Всероссийская научно-практическая конференция «Школьное ученическое самоуправление: вчера, сегодня, завтра». О сроках и месте проведения будет сообщено дополнительно.

2) Проведение профильной смены победителей конкурса во Всероссийском детском центре «Орленок» в июне 2004 г. На смену приглашаются активисты ученического самоуправления из общеобразовательных учреждений, победившие на втором этапе конкурса.

Требования к содержанию и оформлению материалов

На конкурс представляются:

1. Описание модели ученического самоуправления общеобразовательного учреждения, содержащее как минимум следующие блоки:

– позиционный блок – представление ученического самоуправления в виде общей схемы с указанием взаимосвязей ее структурных компонентов;

– организационный блок – выделение и описание уровней ученического самоуправления (индивидуальный уровень – ученик, уровень первичного коллектива – класс, уровень коллектива общеобразовательного учреждения – ученический совет, парламент и т.д.) с указанием возможностей для учащихся участвовать в самоуправлении на каждом уровне;

– нормативно-правовой блок – перечень основных нормативных документов, регулирующих функционирование ученического самоуправления, где указываются полномочия каждого органа самоуправления;

– содержательный блок – описание основного содержания деятельности всех структурных компонентов, составляющих данную модель ученического самоуправления;

– технологический блок – описание форм и методов работы участников и органов ученического самоуправления в процессе их деятельности;

– управленческий блок – описание взаимодействия с другими органами самоуправления (педагогическим и родительским).

2. Описание опыта функционирования представляемой модели (конкретные примеры из жизни общеобразовательного учреждения, отзывы самих учащихся, учителей, родителей и т.д.).

3. Описание психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения ученического самоуправления (выписка из устава образовательного учреждения, положение об ученическом самоуправлении в данном учреждении, методические рекомендации, формы анкет, тексты опросных листов, анализы результатов функционирования на практике данной модели ученического самоуправления, схемы, таблицы, программы «Школы лидера» и др.).

Объем материала не должен превышать 24 страниц печатного текста А4 (1 п.л.) и представлен на бумаге и дискете 3,5 (Word for Windows). На каждом материале обязательно должны быть указаны авторы и составители.

Если материалы ранее публиковались или участвовали в конкурсах, необходимо указать – где и когда.

Объем приложений не ограничивается.

Желательно представить видеофильм с описанием опыта функционирования данной модели (не более 30 минут на кассете VHS формата PAL).

Материалы, представленные на конкурс, не возвращаются. Рецензии авторам не высылаются.

На титульном листе указываются: название общеобразовательного учреждения, название модели ученического самоуправления, фамилия, имя, отчество (полностью) автора, его должность, адрес, телефон. Если работа представляется авторским коллективом, то данная информация указывается на каждого члена авторского коллектива.

Объяснительная записка должна содержать подробные сведения об общеобразовательном учреждении (полное официальное название, точный почтовый адрес с указанием индекса, телефон с указанием кода города, адрес электронной почты (если она есть), фамилия, имя, отчество директора, его рабочий телефон.

В заключение составляется перечень представленных материалов с указанием количества страниц каждого из них.

Критерии оценки модели ученического самоуправления

научная обоснованность представленной модели ученического самоуправления;

четкость структуры модели;

технологичность модели;

учет конкретных условий данного образовательного учреждения;

организационно-педагогическое и материально-техническое обеспечение функционирования модели;

отношение к предложенной модели;

творческий вклад авторского коллектива в развитие моделей ученического самоуправления;

качество представленного материала.

Подведение итогов конкурса

Все участники заочного федерального этапа конкурса получают официальное свидетельство участника.

Участникам очного финала конкурса присваивается звание лауреата с вручением памятных призов.

Материалы, представляющие профессиональную ценность и интерес для других общеобразовательных учреждений, публикуются в специальном сборнике и педагогических изданиях.

Отдельными дипломами награждаются органы управления образованием субъектов Российской Федерации, качественно организовавшие региональный конкурс и представившие на заочный федеральный этап наиболее интересные материалы.

Учредители и спонсоры вручают специальные дипломы и призы.

Результаты конкурса публикуются в «Учительской газете», журналах «Народное образование», «Педагогика», «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Внешкольник», «Родительское собрание».

Лучшие модели ученического самоуправления будут рекомендованы к использованию в практике воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Телефоны оргкомитета:

(095) 925-62-64 – Калиш Ирина Викторовна, советник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России;

тел./факс (095) 924-27-69 – приемная Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.

Приложение

Заявка на участие во Всероссийском конкурсе моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений

Полное название образовательного учреждения

Название модели ученического самоуправления

Точный почтовый адрес с указанием индекса

Тел.(факс) с указанием междугородного кода

E-mail

Фамилия, имя, отчество автора модели

Состав творческого коллектива (если модель разработана авторским коллективом) с указанием руководителя коллектива, его телефона.

Направляем материалы с описанием модели ученического самоуправления (далее название модели) на Всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления (2003/2004 учебный год).

Количество страниц: ___

Число приложений: ___

«___»___ 200_ г.

Подпись руководителя образовательного учреждения

печать

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте