Может ли быть учеба интересной? Запросто, но только, если превратить ее в игру. Тогда самые трудные и сложные предметы, такие, как математика, информатика и экономика, становятся чем-то вроде увлекательного ребуса, открывающего дверь во взрослую жизнь. В ростовском лицее «Экономический» №14 все сложные политико-экономические понятия ребята постигают во время деловой игры «Республика Лэкон». Впрочем, для них, как и для преподавателей лицея, это уже не игра, а самая настоящая жизнь.
СтатфактВ лицее обучаются свыше 1350 ребят. Учебное заведение работает в 2 смены. В 2004 году лицей принял участие в конкурсе «Лучшие школы России», став победителем в номинации «Школа социального партнерства».
– Что такое Лэкон, вам лучше расскажут ребята, вернее, президент республики и его министры, – говорит директор лицея Светлана Гринько. Оказалось, что Алена Мажуха возглавляет Республику Лэкон недавно, опыта еще маловато, и все-таки она на своем месте: в предвыборной гонке Алена обошла трех своих конкурентов. У президента серьезные и профессиональные помощники. Так, одиннадцатиклассник Владимир Титченко, начальник государственной службы безопасности, следит за порядком в республике, а Мартынюк Валерия, министр образования, следит за успеваемостью всей школы. На плечах вице-президента по предпринимательству -такая должность в республике просто необходима, лицей- то экономический – организация и проведение игры «предпринимательство». Есть в республике свой республиканский суд, парламент, правительство, служба занятости.
– Главная задача этой политико-экономической игры дать ребятам представление о том, как действует экономика страны в целом, каким образом складываются экономические отношения между правительствами, фирмами и гражданами, как работает финансовая система государства, – комментирует Светлана Григорьевна. В экономических вопросах она профессионал, ведь помимо исторического диплома педвуза недавно получила еще и экономический Северокавказской академии госслужбы.
– У наших ребят есть даже свои деньги – лица, которые зарабатывают, кто, находясь на госслужбе, а кто, ведя свою частную предпринимательскую деятельность. – Между прочим, – продолжает директор, – такие игры помогают детям по-иному относиться к деньгам – ответственно и разумно, они не будут требовать у родителей вещи, которые могут подорвать семейный бюджет. Кстати, те дети, которые были активны в игры, занимали высокие посты, потом и в жизни стали руководителями, представителями муниципальной власти, – добавляет Светлана Григорьевна.
Наверное, секрет успеха лицея «Экономический» №14 прежде всего в том, что здесь интересно всем: детям – учиться, взрослым – учить. Наш разговор с директором лицея Светланой Григорьевной Гринько превратился в спор – нет, не со мной, Светлана Григорьевна увлеченно спорила со своим коллегой из Министерства общего и профессионального образования Ростовской области об организации профильного обучения. По сути, профильным обучением здесь начали заниматься еще в далеком 1992 году, когда старейшее учебное заведение Ростова – лицею 134 года – стало называться «Государственным образовательным учреждением Экономический лицей №14 СКЖД -Северо-Кавказской железной дороги». Сейчас это федеральная экспериментальная площадка по реализации проекта «Подготовка профильных кадров в системе единого многоуровневого образовательного комплекса «Школа – колледж – вуз», муниципальная экспериментальная площадка «Ресурсный центр социально-экономического профиля обучения».
– Систему профильного экономического образования мы реализуем на принципах вариативности, – поясняет Гринько. – У нас есть профильные, общеобразовательные и колледжевые классы, куда могут пойти учиться ребята, закончив основную школу. Такие классы организуются на условиях договорных отношений с Ростовским государственным экономическим университетом (РИНХ) и пединститутом ЮФУ по двум специальностям – «правоведение» и «экономика и бухучет». Благодаря этому можно говорить о непрерывности и преемственности образования.
По сути, в лицее реализуется технология корпоративного обучения, когда учеба в лицее совмещается с обучением в колледже, с последующим совмещением программ среднего профобразования (СПО) и высшего. А это дает ребятам возможность обучаться в вузе по сокращенным срокам обучения, что сегодня не только экономия времени, но для многих и денег. Если же говорить о профильных классах, то они организуются по трем основным специальностям: финансовый менеджмент, региональная экономика, а также прикладная информатика (экономика и право). В общеобразовательных классах читаются элективные курсы, как экономические, так и альтернативные, учитывающие другие интересы ребят.
Взглянув на программы элективных курсов, я позавидовала лицеистам. Еще бы – спектр их самый разнообразный и пригодится в жизни любому культурному человеку, желающему добиться успеха – это и «Деловая культура», «Кадровый менеджмент», «Рекламные технологии», «Культура деловой речи», «Психология делового общения», «Маркетинг в СМИ»…
…«Экономическая азбука» наравне с обычной изучается здесь сразу же с первого класса. Так что к 4-му ребята уже вполне экономически подкованы для того, чтобы создавать свои собственные фирмы и зарабатывать деньги. Малыши из 4-го «А» открыли у себя в классе кафе «Бригантина» и заработали целых 10 тысяч лиц! Из них – 4 тысячи прибыли. Никита Рыжков уже знает и о налогах, и о штрафах для предпринимателей, а Рома Гладунов умеет создавать рекламные плакаты. Шестиклассники уже вполне созрели, чтобы изучать «Введение в экономику», а в 7-8-м классах ребята знакомятся с «Прикладной экономикой». В общем, лицеисты в мир экономики входят последовательно, – комментирует Светлана Григорьевна.
– В старшей школе они уже готовы слушать экономическую теорию, основы микро- и макроэкономики, деловую информатику, бухучет, основы предпринимательства.
Примечательно, что экономические знания в лицее интегрируются в другие учебные предметы – географию, литературу, обществоведение, историю….
Необязательно, что каждый выпускник лицея «Экономический» в будущем станет экономистом, финансистом или предпринимателем. Задача, которую ставит себе педагогический коллектив лицея, гораздо шире и важнее – готовить интеллектуальную элиту для России, формировать личность, способную к самосовершенствованию, к творческой деятельности в различных областях науки и практики.
Ростов-на-Дону
Комментарии