search
main
0

Решит ли программа «Земский учитель» кадровую проблему в дотационном регионе?

Ассоциация сельских школ Карелии дала неоднозначную оценку нового проекта на этапе его запуска в республике.
Сельские школы ждут учителей. Фото Марии Голубевой

В Министерстве образования Карелии объявили о запуске в регионе программы «Земский учитель», в рамках которой в этом году планируется привлечь в школы республики 19 учителей. Уже утвержден перечень вакансий. В Ассоциации сельских школ Карелии считают, что жилищный вопрос может отпугнуть педагогов. Власти проблему признают и ищут решение.

Согласно правилам программы, ее участник получает единовременно 1 миллион рублей и должен отработать в школе не менее пяти лет. Если учитель решит расторгнуть трудовой договор досрочно, ему придется вернуть полученные средства.

«Такого у нас еще не было»

Вопрос реализации программы «Земский учитель» обсудили на первом в 2020 году заседании Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике в Законодательного собрания Карелии. О том, как шла подготовка, рассказала первый заместитель министра образования республики Наталья Кармазина.

– Когда мы готовились к реализации программы, провели мониторинг того, где в республике не хватает педагогических кадров, – рассказала Наталья Кармазина. – Результаты были шокирующими: накануне начала учебного года образовательные организации прислали свои потребности в 200 вакансиях. Когда начали анализировать критерии, то количество вакансий сократилось до 50. До старта программы часть вакансий была заполнена. Что нас ждет в 20-м году? Карелия – регион с проблемной ситуацией. Методика расчета по специальным критериям выявила 19 вакансий, которые будут финансироваться за счет программы на 2020 год, 17 – на 2021-й год и 15 – на 2022-й год.

Разработана и нормативно-правовая база. Как рассказала первый замминистра, несмотря на то, что изначально в Минпросвещения выдвинули строгие условия о переезде участника за 200 километров, Карелия смогла отстоять учет лишь самого факта переезда в сельскую местность. Возраст участников программы – до 55 лет.

Первый заместитель министра образования РК Наталья Кармазина

– Мы понимаем, что будущее за молодыми, но программа дает возможность уезжать и молодым, и тем, кто уже состоялся в городе, продолжая свою профессиональную деятельность в районах, – прокомментировала она.

Программу реализуют поэтапно, и к 15 мая 2020 года в региональном Минобре сформируют список кандидатов, готовых прийти в образовательную организацию. К 15 июня состоится подписание документов. В программе могут участвовать и выпускники педвузов.

– Мы считаем, что ни один кандидат, желающий переехать в сельскую местность, не должен пройти мимо Министерства образования. Мы будем вести реестр всех, кто проявляет желание работать в школе, – пообещала Наталья Кармазина.

Она признала, что все кадровые вопросы программа не решит, но назвала ее большим шагом вперед в решении вопроса: «Такой программы у нас еще не было».

В Министерстве образования Карелии прогнозируют проблемы с жильем в тех населенных пунктах, где ждут учителей. Совместно с Министерством имущественных и земельных отношений РК Минобр ведет реестр помещений, пригодных для проживания учителей.

Привилегии сельских учителей – формальные или реальные?

В Ассоциации сельских школ Карелии программу оценивают неоднозначно.

– Первая реакция: с одного места учителей будут отправлять в другое, а учителя нужны и там, и там. Педагогов не хватает во всех регионах нашей большой страны, – говорит Татьяна Танцева, председатель Совета Ассоциации сельских школ Карелии, в недавнем прошлом директор сельской школы. – В Карелии, например, на сайте регионального Минобра я видела 50 вакансий, а для программы «Земский учитель» выложили лишь 19. Это даже не половина! Перечень вакансий составлялся скорее всего по потребностям на сегодняшний день. В первую очередь нужны учителя математики, английского и начальных классов. Как будут закрывать нехватку педагогов, мне пока непонятно.

Татьяна Танцева тревожится, как бы не получилось так, что те, кто выдвигается для участия в программе на месте, окажутся за пределами своей территории.

– В Карелии есть программа в здравоохранении по привлечению фельдшеров – она уже показала свое несовершенство. Люди ждут, что им создадут все необходимые для жизни условия. А что кроме миллиона готова предложить Карелия? Зачем ехать в деревню, жить в тяжелых условиях? Будет ли предоставлено благоустроенное жилье? Скорее всего, дрова и вода станут повседневным подвигом педагогов. Во многие деревни не ходят рейсовые автобусы. Давно не платят сельских надбавок – их сейчас нет. Что останется от миллиона через пять лет? – задается вопросом представитель ассоциации.

Председатель Совета Ассоциации сельских школ Карелии Татьяна Танцева

По ее мнению, программа закроет лишь немногие проблемы.

– В долгосрочном планировании, полагаю, программы «Земский учитель» недостаточно. Учителя нужны, и в будущем их потребуется еще больше. Решение вижу в создании долгосрочной программы государства, где будут решаться все вопросы кадров в комплексе, – резюмирует Татьяна Танцева.

Дефицит кадров, считают в Ассоциации сельских школ Карелии, также связан также с постепенным «размыванием» льгот для педагогов, работающих в сельской местности.

В 2009 году, при переходе на новую систему оплаты труда и отмене единой тарифной сетки, был отменен и 30% надтарифный фонд для сельских школ, позволявший сельскому учителю иметь более высокую заработную плату. Но остались преференции в виде льгот на коммунальные услуги.

– В настоящее время уровень заработной платы педагогам определяется в соответствии с майскими указами Президента РФ. В расчете показателя заработной платы учитывается весь доход педагога, в том числе и суммы выплат на компенсацию расходов по коммунальным платежам. Показатель, которого необходимо придерживаться, общий для городских и для сельских педагогов. Если из показателя заработной платы сельских учителей изъять суммы расходов на коммунальные платежи, то их реальная заработная плата будет меньше, чем у коллег-горожан. Таким образом, фактически сельские педагоги не имеют привилегии, – пояснила представитель Ассоциации сельских школ Карелии Татьяна Сеппянен.

Резюмируя ситуацию в целом, ассоциация рекомендует властям не только работать по программе «Земский учитель», но делать все возможное, чтобы работающим учителям сельских школ вернули достойную зарплату и льготы.

Школы мечтают об учителях, а учителя – о теплых краях

Директор школы поселка Кепа Калевальского района Карелии Марина Вдовина

– В нашей школе три вакансии. Конечно, сейчас мы «закрываем» их своими силами и с помощью совместителей – педагогов из других школ. Но нас это не вполне устраивает, – говорит о положении дел директор основной школы поселка Кепа Калевальского района Карелии Марина Вдовина. – Поэтому ждем с нетерпением, когда появятся первые претенденты на работу в нашей школе по программе «Земский учитель». Очень нужная, важная, своевременная программа! Про её недостатки могут говорить те школы, которые не испытывают такой кадровый голод, как наша. Теперь главное, чтоб откликнулись педагоги!

Педагоги из Карелии уже откликнулись на предложения, размещенные на портале программы. Екатерина Г. – учитель физкультуры и начальных классов. Она готова трудиться больше, чем 18 часов в неделю, и работать в сельской школе. Конечно, заинтересована в том, чтобы ей предоставили жилье, так как планирует переезжать с детьми. Но… Екатерина хотела бы уехать в теплые края.

«Я зашла на российский портал и подала несколько заявок в школы Краснодарского края. Очень надеюсь, что наконец-то сумею переехать в более теплый регион и сделать так, чтобы все дети ходили в одну школу», – поделилась планами педагог.

Таким образом, запуск программы «Земский учитель», с одной стороны дал надежду школам, остро нуждающимся в кадрах, с другой – подчеркнул существующие в республике проблемы, которые не решить одной мерой.

Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте