search
main
0

Решим проблемы – получим современных рабочих. Наталья СНОПКО, председатель Московского городского совета руководителей учреждений профессионального образования

Москва смогла предпринять радикальные шаги в развитии системы начального и среднего профессионального образования, поскольку именно в столичном регионе со всей остротой были осознаны ключевые проблемы дальнейшего существования и развития учреждений профессионального образования. Планы модернизации профобразования были поддержаны правительством города, которое приняло и утвердило целевую программу «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования Москвы на 2005-2007 годы». Таким образом, в развитие этой программы была создана система профессионального образования, состоящая из единого типа и вида укрупненных интегрированных учебных заведений – колледжей, в которых реализуются образовательные программы общего, начального и среднего профессионального образования.

Информация к сведению

В соответствии с принятым постановлением правительства Москвы реорганизованы 184 учреждения НПО и СПО, сформирована новая сеть, состоящая из 60 учреждений СПО, кроме того, в состав сети вошли 17 колледжей, переданных в московскую систему из федерального подчинения в 2005 году. В настоящее время в колледжах осуществляется подготовка кадров по 188 профессиям и специальностям и 95 специальностям СПО. Всего в учреждениях среднего профессионального образования столицы обучаются 88579 человек, в том числе по программам НПО – 49303 человека, по программам СПО – 39276 человек. В 2006 году выпуск рабочих кадров и специалистов среднего звена составил 32635 человек, из них по программам НПО -21136, по программам СПО – 11499 человек. В 2006-2007 учебном году приняты на обучение 32883 человека, в том числе по программам НПО – 17099, по программам СПО – 15784 человека.

С удовлетворением могу отметить, что в Москве сформирована принципиально новая система управления профессиональным образованием, созданы и успешно работают несколько государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров – городской, четыре отраслевых и 10 территориальных. На государственно-общественные координационные советы возложены функции заказчиков по подготовке и выпуску рабочих кадров системой профессионального образования.

Вместе с тем существуют проблемы, которые в значительной степени сдерживают развитие системы профобразования, повышение ее качества в соответствии с требованиями рынка труда, а также участие работодателей в совместной деятельности по подготовке квалифицированных рабочих кадров.

Во-первых, это несовершенство действующей нормативно-правовой базы как в отношении учебных заведений, так и в отношении работодателей. В Москве создан единый интегрированный тип профессионального учебного заведения, уже доказавший свою работоспособность и перспективность с точки зрения процесса модернизации всей системы профессионального образования России. Но Типовые положения об учреждениях НПО и СПО остаются прежними. Все более необходимым становится создание Типового положения о колледже интегрированного типа. Кроме того, не сформированы условия, стимулирующие участие самих работодателей в процессе подготовки рабочих кадров. К числу таких условий можно отнести прежде всего льготное налогообложение для участников программ развития профессиональных учреждений начального и среднего профобразования. Также возникают вопросы подготовки и переподготовки рабочих кадров, которые могут быть решены принятием городского закона «О подготовке квалифицированных рабочих кадров в Москве».

Во-вторых, недостаточное финансирование системы профессионального образования не позволяет обеспечить устойчивое развитие системы профессионального образования, обновление материально-технической базы при получении средств на содержание сети подведомственных учреждений исключительно из бюджета. Затраты на профессиональную подготовку современного рабочего, владеющего практическими знаниями о высокотехнологическом производстве, несоизмеримы с затратами на подготовку школьника или воспитанника детского сада. В качестве оперативной меры для решения этой проблемы можно предложить принятие городской целевой программы «Развитие и модернизация начального и среднего профессионального образования на 2008-2010 годы», которая поможет обеспечить строительство и реконструкцию действующих колледжей, создание новых и дооснащение имеющихся в системе ресурсных центров, а также поддержку учреждений СПО, реализующих инновационные проекты в сфере подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов по профессиям и специальностям, наиболее востребованным столичным рынком труда.

В-третьих, очень осложняет работу системы профобразования отсутствие прогноза потребности рабочих кадров. Система профобразования должна ясно понимать стратегию и перспективы своего дальнейшего развития, существует острая необходимость обоснованного определения перечня профессий и специальностей, а также количественных показателей набора в учебные заведения. Сегодня нужно предусмотреть проведение комплексных исследований потребностей рынка труда по отношению к системе профессионального образования, которые бы учитывали все основные факторы – особенности социально-экономической политики региона, демографические проблемы, вопросы трудовой миграции. Данные прогнозы должны быть среднесрочными и долгосрочными.

Содержание профессионального образования, набор профессиональных знаний и навыков, получаемых выпускником, не могут быть заботой исключительно самой системы профессионального образования. Для того чтобы выпускник мог эффективно трудиться в условиях современного высокотехнологичного производства, работодатели должны непосредственно участвовать в формировании квалификационных характеристик профессий и специальностей, оптимизации самого Перечня профессий и специальностей НПО и СПО, а также в независимой сертификации качества профессиональной подготовки выпускников колледжей.

В-четвертых, развитие системы непрерывного профессионального образования и воспроизводство инженерно-педагогических кадров может идти только при условии устойчивого воспроизводства собственных кадровых ресурсов. В настоящее время средний возраст работающих в системе составляет 50-55 лет. Из 4478 ставок мастеров производственного обучения заняты 55,7%, причем закрываются вакантные ставки за счет внутреннего совмещения. Поэтому Департамент образования принял решение о реорганизации Московской государственной академии делового администрирования в Московскую городскую инженерно-педагогическую академию, которая будет готовить кадры для системы профессионального образования.

Повышению профессионализма инженерно-педагогических кадров, занятых в учреждениях профессионального образования, будет способствовать также развитие системы непрерывного образования, реализуемой в самих колледжах. Организуя весь путь – от получения рабочей профессии, специальности техника и до получения диплома инженера, – система отбирает и формирует специалиста, реально включенного в процесс развития производства, заинтересованного и в собственном профессиональном становлении, и в развитии производства, знающего не по учебникам, что такое труд рабочего, техника-технолога.

Реальное развитие этого направления требует проведения эксперимента по введению в колледжах первой ступени высшего образования бакалавриата, которая станет естественным продолжением процесса НПО и СПО.

Наконец, в-пятых, реализации единой региональной стратегии развития профессионального образования препятствует отсутствие в городе единого пространства профессионального образования. До сих пор в Москве существуют, по сути, две изолированные друг от друга системы профессиональных учебных заведений – московская и федеральная, включающая более 30 колледжей.

Ярким проявлением негативных последствий такой ситуации и самым больным вопросом становятся имущественные отношения. До сих пор более 30 зданий, в которых размещены наши московские колледжи, не переданы в собственность города. Педагогические коллективы не могут нормально работать, подвергаются давлению со стороны собственников помещений. В этой связи необходимо принять принципиальное решение о передаче всех учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение Москвы как субъекта Федерации.

В настоящее время Департамент образования начал работу над подготовкой городской целевой программы «Развитие и модернизация начального и среднего профессионального образования на 2008-2010 годы», реализация которой позволит в максимальной степени решить все проблемы, присущие столичному образованию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте