Увидев название статьи, читатель решит, что в ней будет идти речь об отмене ЕГЭ. Отнюдь нет! Внесенные в начале двухтысячных годов изменения в итоговую аттестацию были необходимы.
Конечно, усиление требований к правилам организации и проведения экзамена, усложнение подготовки к нему – все это создавало и создает негативное отношение к ЕГЭ. Но экзамен в форме тестирования тем хорош, что одновременно на разных уровнях сложности проверяется большой объем изученного материала. Естественно, со временем и эта форма аттестации устареет, на смену ей придет другая, более совершенная, которая опять же потребует новых подходов, новых идей в обучении и воспитании учеников.Мой педагогический стаж насчитывает более сорока лет, двадцать из них я проработала заместителем директора по учебной работе. И вот что меня тревожит. Даже в застойные времена административные органы не уделяли так много внимания итогам школьных экзаменов. Сегодня же с трибун разной значимости результатами ЕГЭ оценивают уровень школьного образования. ЕГЭ заполнил в школе все! О нем говорят уже в начальной школе, на всех ученических и родительских собраниях. Соревнуются классы, школы, районы. Зачем? Каждая школа характерна подбором учеников и учителей. В одной школе он лучше, в другой – хуже. Но, может быть, в той худшей школе добра и любви дети получают больше. Стоит всегда помнить, что вчерашним школьникам предстоит строить будущее общество. И не ЕГЭ станет в нем стержнем, а общепринятые нравственные принципы. Как бы нам в погоне за высокими баллами не потерять главное. Пусть школы соревнуются, но по другим направлениям, например по сохранности контингента учеников девятых классов. Решето, через которое «просеивают» девятиклассников, с большими дырками. Через них из школы «вылетают» не только педагогически запущенные дети, но зачастую и те, кто мог бы стать будущей технической и интеллектуальной элитой страны. Страх перед экзаменационными трудностями гонит девятиклассников из школы.Ученикам девятых классов городских школ повезло: оставаясь в семье, они могут продолжать образование в другой школе, лицее, колледже. Совсем иная ситуация у сельских подростков. Общежитий у многих средних специальных учебных заведений нет. Дети в чужом городе предоставлены сами себе. 15‑16 лет – сложный подростковый возраст. Именно в это время не должна ослабевать роль семьи. Чем больше выпускников девятых классов сядет за парты, тем спокойнее и радостнее будет наша жизнь в будущем. Получение профессионального образования после одиннадцатого класса экономически выгодно не только семье, но и государству.С годами меняется состав участников ЕГЭ. В нынешнем году в некоторых школах девушки составляли более половины всех сдающих экзамены. Если такая тенденция будет продолжаться, то через несколько лет в институтах с чисто мужскими профессиями будет недобор. С женской эскадрильей можно согласиться, пусть летают, но как быть с женщинами-офицерами в других родах войск?Хорошо подготовленный, качественный урок – основа успешной сдачи экзаменов. Считаю, что насыщение урока однообразными 1‑2‑шаговыми заданиями обязательного уровня наносит определенный вред образованию. Не связанные между собой кусочки знаний и умений, оставаясь подолгу невостребованными, быстро утрачивают свою необходимость. Сваленная у дороги гора кирпича еще не дом. Дом надо построить! Топтание на одном месте наносит серьезный вред обучению сильных учащихся. Медленный темп урока приучает их к медленному мышлению.Убеждена, если начиная с пятого класса на уроках не разбирать задания повышенной сложности, то в старшей школе эти пустоты никакими дополнительными занятиями уже не заполнить. Все сказывается на итогах ЕГЭ: способным ученикам не хватает времени, знаний, умений для решения заданий части С.В школу идут за знаниями. Поэтому важно, чтобы образование было полным, качественным, учитывающим индивидуальные особенности каждого школьника. Нельзя отождествлять школу с цехом или строительной площадкой. Там есть планы, задания, наглядный результат. Итог деятельности школы виден в ее учениках. Он формируется в течение 9‑11 лет не только школой, но и учреждениями дополнительного образования, семьей, обществом. И главное – не оценки и баллы, а то, каким человеком вступает в новую жизнь выпускник, насколько надежны и устойчивы его убеждения, взгляды.
Лидия АРЕФИНА, заслуженный учитель РФ, ст. Новомышастовская, Краснодарский край
Комментарии