search
main
0

Решение коллегии: О взаимодействии Минобразования России с органами управления образованием субъектов Российской Федерации по контролю за соблюдением вузами и филиалами лицензионных требований и условий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение коллегии
от 14.05.2002 N 10/1
О взаимодействии Минобразования России с органами управления образованием субъектов Российской Федерации по контролю за соблюдением вузами и филиалами лицензионных требований и условий

Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления лицензирования, аккредитации и аттестации Е.Н. Геворкян о взаимодействии Минобразования России с органами управления образованием субъектов Российской Федерации по контролю за соблюдением вузами и их филиалами лицензионных требований и условий, коллегия отмечает следующее.
Систематический контроль за соблюдением вузами и филиалами условий ведения образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, осуществляется Министерством образования Российской Федерации начиная с 1999 года.
До 2001 года проверено около 700 вузов и филиалов, расположенных на территории 70 субъектов Российской Федерации. На основании полученной информации издано 12 приказов Министерства “О результатах проверки выполнения условий, предусмотренных лицензией, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования”, в которых учредителям 203 вузов и филиалов, нарушивших лицензионные требования, предписывалось в сжатые сроки устранить отмеченные при проверках нарушения и представить информацию о проделанной работе в Управление. Подавляющее большинство вузов устранили выявленные нарушения. Вместе с тем, у 5 вузов и одного филиала, грубо нарушивших лицензионные требования, были изъяты лицензии.
В текущем году было выявлено около 100 вузов, допускающих превышение предельной численности контингента обучающихся, установленной лицензией. Всем вузам в приказном порядке предписано до 01.06.2002 устранить выявленные нарушения или предоставить на согласование в Министерство подтвержденный документами план мероприятий по устранению нарушений. У вузов, не предоставивших в установленный срок соответствующую информацию, действие лицензий с 01.07.2002 будет приостановлено.
В связи с многочисленными нарушениями вузами и филиалами лицензионных требований и условий, обращениями администраций ряда субъектов Российской Федерации и организационными сложностями проведения проверок силами Минобразования России, в проекте постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности” была заложена возможность передачи полномочий по контролю органам управления образования субъектов Российской Федерации.
Принятое в октябре 2000 г. постановление Правительства Российской Федерации N 796 “Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности” позволило проводить контрольные мероприятия на качественно новом уровне – делегировать органам управления образованием субъектов Российской Федерации полномочия по проверке соблюдения вузами и филиалами, находящимися на их территории, лицензионных требований и условий. С органами управления образованием субъектов Российской Федерации заключено 50 соглашений, в рамках которых до настоящего времени завершены проверки более 100 высших учебных заведений и филиалов.
Программа проверки предусматривают следующие процедуры:
проверку лицензиата комиссией, сформированной государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации, по результатам работы которой готовится акт, устанавливается срок для устранения нарушений;
в случае неустранения выявленных нарушений в установленный срок, руководителем органа управления образованием в Минобразование России направляется мотивированное предложение по формированию совместной комиссии по проведению повторной проверки.
По результатам работы совместной комиссией действие лицензии может быть приостановлено;
в случае неустранения выявленных нарушений в период приостановления действия лицензии Минобразованием России подается заявление в суд об аннулировании лицензии.
Наиболее характерные нарушения в деятельности вузов и филиалов:
– превышение предельной численности обучающихся, установленной в лицензии;
– отсутствие штатных преподавателей;
– отсутствие регистрации договоров аренды помещений (или их подмена договорами о совместной деятельности, о сотрудничестве и т.д.);
– представление недостоверной информации о дипломах, получаемых после окончания вуза, льготах, предоставляемых обучающимся;
– осуществление образовательной деятельности без лицензии.
Есть случаи организации представительств с нарушением установленного порядка, а также ведения образовательной деятельности отдельными представительствами вузов.
Проводимая Министерством совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации работа реально расширяет возможности контроля исполнения вузами и филиалами действующего законодательства, способствует повышению качества образования, обеспечению защиты прав потребителей и широкому информированию общественности об уровне предоставляемых образовательных услуг.
Вместе с тем, коллегия отмечает, что для органов управления образованием субъектов Российской Федерации реализация соглашений является новым видом деятельности, анализ которой позволил в основном определить пути ее совершенствования.
Были выявлены случаи, когда в нарушение действующего законодательства в области образования администрациями субъектов Российской Федерации права на лицензирование образовательной деятельности переданы центрам, лицензионным палатам, осуществляющим лицензирование всех видов деятельности, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В ряде субъектов Российской Федерации существует практика проведения лицензионной экспертизы и выдачи лицензий структурами, действующими “при” органах управления образованием.
Большинство сотрудников лицензионных служб не имеет опыта применения лицензионного законодательства в области высшего образования, информация о принимаемых Минобразованием России решениях, нормативные правовые документы доходят до лицензионных служб с опозданием. В этой связи требуется организация обучения и повышения квалификации работников региональных и лицензионных служб.
Проведенные проверки показали, что в части нормативного правового обеспечения недостаточно проработаны вопросы об условиях оказания образовательными учреждениями платных образовательных услуг, отсутствуют разъяснения по установлению наименований образовательных учреждений различных типов и видов. Целесообразно провести разработку единой схемы представления информации по итогам проведения контрольных мероприятий в Минобразование России.
Коллегия решила:
1. Считать необходимым дальнейшее развитие совместной работы Минобразования России с органами управления образованием субъектов Российской Федерации по контролю за соблюдением высшими учебными заведениями и филиалами вузов, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, лицензионных требований и условий.
2. Признать неудовлетворительным выполнение рядом высших учебных заведений и филиалов лицензионных требований и условий.
3. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Е.Н. Геворкян):
3.1. В срок до 10.06.2002 подготовить проект приказа о приостановлении с 01.07.2002 действия лицензий высших учебных заведений, не устранивших нарушения установленных лицензиями условий или не согласовавших в Минобразовании России планы мероприятий по устранению нарушений.
3.2. В срок до 01.09.2002 разработать и направить в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, заключившие соглашения, унифицированную форму представления в Минобразование России информации о проверке соблюдения лицензионных требований и условий высшими учебными заведениями и филиалами.
3.3. Продолжить работу по заключению соглашений с органами управления образованием субъектов Российской Федерации по контролю за соблюдением вузами и филиалами, расположенными на их территории, лицензионных требований и условий.
3.4. Организовать проведение семинаров-совещаний для работников региональных лицензионных служб.
3.5. В срок до 01.01.2004 организовать повышение квалификации 200 специалистов по контролю за соблюдением высшими учебными заведениями и филиалами вузов лицензионных требований и условий из числа работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации.
3.6. В срок до 15.09.2002 подготовить информационное письмо для вузов о нарушениях в организации и деятельности представительств высших учебных заведений.
3.7. Совместно с региональными органами управления образованием субъектов Российской Федерации, наряду с проведением контроля выполнения вузами и филиалами лицензионных требований и условий, осуществлять проверку деятельности представительств высших учебных заведений.
3.8. Включать в комиссии по контролю за соблюдением вузами и филиалами лицензионных требований и условий представителей Российского союза ректоров.
4. Управлению экономики (Ю.Н. Фролову) предусмотреть в 2003-2004 годах финансирование из централизованных средств на проведение Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации семинаров-совещаний для работников региональных лицензионных служб.
5. Управлению правового обеспечения (Е.Д. Волоховой), Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Е.Н. Геворкян) в срок до 01.10.2002 подготовить проект примерного договора с обучающимся на оказание образовательным учреждением профессионального образования платных образовательных услуг.
6. Управлению правового обеспечения (Е.Д. Волоховой) в срок до 01.10.2002 подготовить и направить в государственные органы управления образованием разъяснения по установлению наименований образовательных учреждений различных типов и видов.
7. Ректорам высших учебных заведений организовать работу с обращениями граждан по вопросам качества образования.
8. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Е.Н. Геворкян) подготовить в двухнедельный срок приказ по реализации решения коллегии.

Председатель коллегии
В. ФИЛИППОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте