Одной из альтернатив по воспитанию современного гражданина с активной жизненной позицией стала модель общественно-активной школы, которая предложила технологии и механизмы, способствующие воспитанию ответственности у участников образовательного процесса, представителей бизнеса, властных структур и жителей сообщества. Необходимо их объединение для достижения общей цели – лучшего будущего для каждого из нас. Так появилась идея общественно-активной школы (ОАШ), которая по-иному должна понимать свою роль в развитии гражданского общества. Разработке модели предшествовало изучение передового западного опыта школ, ориентирующихся на нужды общины, а также деятельности наших земских школ, где были попечительские советы.
Эта модель, базирующаяся на принципах общественно-ориентированного образования, стала складываться в период социально-экономического кризиса 90-х годов прошлого века. Центром и инициатором ее развития в России сегодня стала Красноярская общественная организация центр «Сотрудничество на местном уровне», созданная педагогами и лидерами некоммерческих организаций из США и Сибири в 1996 году. Изучив мировой и российский опыт, Центр разработал модель общественно-активной школы, которая должна была возродить включенность сообщества в сферу образования, а в действительности стала эффективным механизмом развития гражданского общества на местном уровне. Ее старт прошел в 1997 году в Сибирском регионе. Основой такой новой деятельности стало убеждение в том, что школа не может существовать отдельно от нужд и потребностей жителей окружающего ее сообщества, именно она может стать инициатором развития его. Она дает возможность создать вокруг себя действующее гражданское общество и воспитать здоровое молодое поколение.
Общественно-ориентированное образование включает все местное население. Оно рассчитано на разные возрастные группы и подразумевает не только переподготовку работающих, но и социальное вовлечение маргинальных групп населения: безработных, пожилых, инвалидов. Принципами его являются: обучение на протяжения всей жизни, самоопределение и самопомощь, включение и ответственность всего сообщества, совместное предоставление и локализация услуг.
Всем известно, что на селе остро стоит проблема обучения населения компьютерной грамотности, поэтому многие сельские школы берут на себя эту функцию. Они создают информационные центры, компьютерные классы, где обучают не только педагогов и учеников, но и всех жителей сообщества компьютерным и интернет-технологиям. Как это происходит в Первомайской школе Алтайского края. Работающее население повышает свой профессиональный уровень, расширяет кругозор, становится конкурентоспособным на рынке труда. Маргинальные группы получают возможность общаться, получать новые знания, самореализовываться.
Примеров совместного предоставления услуг, где выгоду имеют все участвующие в этом процессе стороны, много. Один из них – проведение конкурса социальных мини-проектов в Самарской области. Организаторами стали: Фонд содействия развитию кротовской школы №1 Кинель-Черкасского района, администрация Кротовской волости, Отрадненское управление образования, частное предприятие «Миг». В результате было выдано 10 мини-грантов, в том числе для реализации проектов «Мой подъезд», «Символ Кротовки», «Мой колодец».
Общественно-активная школа ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие сообщества, привлечение родителей и жителей к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом. Она принимает концепцию общественно-ориентированного образования как подход к развитию сообщества, что является возможностью для местных жителей, общественно-активных школ, местных организаций и учреждений стать активными партнерами в решении местных проблем; она стремится стать еще и гражданским, культурным, общественным ресурсным центром микрорайона, поселка, села.
Все процессы, проходящие в рамках образовательных учреждений, мы разделяем на три направления: демократизация, добровольчество и партнерство, которые являются составляющими нашей модели.
Школы разрабатывают три программы, дополняющие друг друга. Обычно они носят следующие названия: демократизация школы, добровольчество и партнерство школы и соседского сообщества. В рамках каждой программы определяются цели, вырабатываются технологии и появляется целостная система работы всего образовательного учреждения.
Программа «Демократизация школы» направлена на формирование демократической культуры как основы развития гражданского общества, на содействие развитию ученического самоуправления. При этом гражданским образованием охвачены не только учащиеся, но и все участники образовательного процесса: учителя, родители, члены сообщества. Общественно-активная школа не отгораживает учеников от реальной жизни, а включает факты, события ее во всю школьную деятельность, создавая единое поле гражданского образования и воспитания своих учеников. В результате идет комплексное, системное воспитание личности.
Учащимися школы №7 г. Абакана Республики Хакасия был разработан Кодекс чести гражданина. Обучаясь демократии, ребята осознали свою социальную значимость, почувствовали себя гражданами своей малой родины. Они вышли с инициативой к педагогам, Комитету по делам молодежи, совету старост жилого микрорайона Нижней Согры о создании документа, который будет определять статус гражданина, жителя района Н. Согра. Документ разрабатывался учениками, педагогами, родителями и жителями микрорайона.
Программа «Добровольчество» направлена на активное участие жителей сообщества в решении социально значимых проблем, разработку и внедрение новых технологий добровольчества. Она дает возможность педагогу реализовать свои творческие идеи, определить ориентиры воспитательной деятельности; учит молодежь самостоятельности в постановке целей и их достижении, задает культуру поведения вне стен школы, помогая воспитывать социально адаптированную личность. Работая по данной программе, школа становится ближе к сообществу.Тем самым школа повышает свой имидж в глазах общественности и помогает эффективно решить социальные проблемы.
На ярмарке добровольческих вакансий, которая проходила в апреле 2004 г. в рамках традиционной акции «Весенняя неделя добра», в школе №1 г. Ленинск-Кузнецкого Кемеровской области, были выставлены 64 добровольческие вакансии. Через проведение ярмарки удалось привлечь 70 добровольцев. Были привлечены новые добровольцы. В социальном приюте для детей и подростков появились новые репетиторы, у младших школьников – вожатые.
Программа «Партнерство школы и сообщества» направлена на развитие социального партнерства между школой и окружающим ее сообществом. Она предполагает разработку и внедрение механизмов совместной деятельности и инициирование различных форм взаимодействия с бизнесом, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, общественностью. Появляются внутри школы различные формы вовлечения общественности в управление школой. Это и школьные фонды, и ассоциации выпускников, и другие некоммерческие организации.
Местный общественный фонд развития школы №63 «Поддержка» (г. Красноярск) два года курирует работу школьной библиотеки. Немалая заслуга «Поддержки» в том, что библиотечный фонд полностью укомплектован. Он пополняется ежегодно за счет привлеченных внебюджетных средств (сбор макулатуры и ее сдача, мероприятия и праздники для школы и сообщества, спонсорская помощь и родительские взносы, партнерство с магазином учебной и методической литературы «Град»).
Программа объединяет все новых и новых людей, но за школой остается лидирующая роль. Такая работа позволяет решить социальные проблемы сообщества, не дожидаясь правительственных решений, и снижает социальную напряженность.
Результаты, полученные за прошедшие годы, позволили говорить об общественно активной школе как о действенном механизме объединения усилий всех жителей микрорайона для решения образовательных и социальных проблем. Ими становятся элитные лицеи в крупных мегаполисах и маленькие сельские школы, однако и те и другие добиваются потрясающих результатов. Это говорит об адаптивности модели к любым географическим, экономическим, социальным условиям. Всех их объединяет одно – ориентация на новый тип отношений образовательного учреждения и остальных структур гражданского общества.
Здание школы №17 г. Кузнецка Пензенской области обветшало и пришло в негодность, проводить там занятия было небезопасно. Требовалось новое помещение. Благодаря совместным усилиям попечительского совета и совета предпринимателей школы, родителей, представителей властных структур и общественности в 2003 году началось строительство нового здания школы площадью 5 тыс. кв. м. На сегодняшний день строительство практически завершено: 4 этажа плюс цокольный этаж, обогреваемые итальянской отопительной системой, нужны еще средства для отделочных работ. Проект завершился успешно – 1 сентября 2004 г. занятия начались в новом здании школы.
Городской общественный благотворительный фонд «Континуум» г. Новосибирска ведет три социальные программы: 1) центр досуга и развития детей-инвалидов «Теремок Надежды»; 2) проект помощи детям-сиротам «Дружим домами» для двух детских домов; 3) центр образования пожилых людей. В 2004 году «Континуум» получил губернаторский грант 100 000 руб. на реализацию программы работы с детьми-инвалидами для их социализации. Фонд также подписал договор с коммерческой организацией о систематическом финансировании (10000 руб. ежемесячно).
Работая по этой модели, школа привлекает дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы, а затем, используя их, строит вокруг себя действующее гражданское общество, общество, в котором тип его устройства – реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной и политической жизни – становится центром объединения людей и развития местного сообщества. У такой школы повышается имидж как среди окружающего населения, так и в образовательной среде региона. Получается выстроенная система воспитания школьника на основе активных действий к преобразованию и улучшению собственной жизни, толерантности, ориентация на общечеловеческие ценности. Расширение услуг на базе школы, как того требует модель ОАШ, стимулирует появление инновационных образовательных программ, помогает повысить профессиональный уровень педагога, соответствующий запросам современного времени. Происходит переориентация целей образования на личность школьника, на формирование активной гражданской позиции, ответственности перед собой и перед обществом за принятые решения.
Школа становится открытой, строит новые взаимовыгодные партнерские отношения с сообществом, бизнесом, властью, привлекает новые ресурсы для развития образования и того сообщества, в котором существует; возрастает ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг; социальные и образовательные проблемы находят свое решение, аккумулируя ресурсы как школы, так и сообщества; она становится центром активной жизни сообщества, что помогает формированию современного человека, адекватно реагирующего на изменения времени.
Комментарии