С каждым днем все ближе лето, и май порою больше походит на июнь. Солнышко настойчиво греет, манит на улицу. По стволам берез пошел уж сок. И в жилах кровь, подгоняемая очнувшимися гормонами, побуждает к безрассудству. Весенняя влюбленность и природа вступили в сговор, решив помешать юношам и девушкам одиннадцатых классов благополучно закончить школу. А ведь уже в конце мая – последний звонок, до которого надо еще ох как много сделать! Негодные оценки нужно исправить на хорошие, а неполученные заработать. Времени почти не осталось. Ощущение приближающегося финала благодатно сказывается на подростках. Оно пугает старшеклассников, заставляет отодвинуть свою влюбленность, волевым усилием приглушить чувства, прикрыть блеск солнца, мобилизовать весь интеллект, собраться с силами и бежать, бежать, бежать заключительный отрезок марафона длиной в одиннадцать лет. И нельзя махнуть рукой – на всю свою жизнь махнешь. И нельзя делать начерно – переделывать не придется, ведь только раз в жизни бывает последний звонок. Так же, как однажды бывают выпускные экзамены в одиннадцатом классе и школьный выпускной вечер. В биографии нынешних одиннадцатиклассников наступает особо ответственный момент, когда каждому из них предстоит лично сделать выбор, определить свою судьбу. Окончание школы становится одновременно и началом взрослой жизни. Поставленный перед учеником еще в начальной школе его учителями вопрос: “Кем я буду?” – теперь сменяется на другой, быть может, не произнесенный вслух, но звучащий серьезнее, строже самого строгого учительского вопроса: “Кто я? Кем я способен стать? Чего я стою?”
Окончание школы заставляет определиться с дальнейшим жизненным маршрутом. В этот определяющий момент в единый ком сплетаются инфантилизм, инерция детства, привычка желтого “птенца” получать корм “из клюва” папы. Тут же мечтания о сказочно прекрасном будущем, что вызывает споры с повидавшими жизни и хлебнувшими горя родителями. Здесь и желание не ударить лицом в грязь, добиться не меньше, чем одноклассники. Следует прибавить и ту самую влюбленность, которая весной в глазах молодого человека значит чуть ли не больше всей остальной жизни, вместе взятой. И в этот момент, когда на карту поставлено все, что может сделать и чем в силах помочь учитель? Видимо, в то мгновение, когда выпускнику предстоит сделать свой первый в жизни решающий шаг, задача педагога не сводится к роли экзаменатора. Надо еще быть готовым поддержать словом или одним только взглядом, чтобы воспитанник не оступился, вступая в жизнь.
Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Комментарии