Одно из приоритетных направлений по сопровождению малышей – работа педагога-психолога с родителями детей. Здесь предусмотрены такие формы взаимодействия с семьей, как психологическое консультирование родителей, социально-психологический тренинг для взрослых, родительско-детский тренинг «Мир взрослых – мир детей», семинары. Психологическое консультирование базируется на информации, полученной от родителей, и ее тщательном анализе. Это позволяет понять проблемы семьи: «плохое» поведение ребенка; неадекватное возрасту проявление индивидуально-личностных и поведенческих качеств; особенности межличностных отношений с близкими взрослыми и сверстниками; симптомы эмоционального (раздражительность, агрессивность, плаксивость и др.) и телесного неблагополучия. Задача психолога – выявить, с одной стороны, причины возникших в семье трудностей, часто скрытых от сознания родителей, с другой – предложить выход из сложившейся ситуации. При решении этой задачи следует учитывать представления родителей о своем ребенке и характер их взаимодействия с последующим обсуждением требований, которые взрослые предъявляют детям.
В процессе коррекционной работы психологу необходимо дать возможность родителям прочувствовать и осознать болевые (проблемные) точки при эмоциональных контактах с ребенком; проанализировать причины возникновения холодности либо излишней тревожности и чрезмерной опеки в отношениях с ребенком, выявить динамику изменения интенсивности (усиление, ослабление) этих симптомов по мере взросления детей; помочь взрослым стать более внимательными к поведенческим сигналам ребенка, к нахождению способов его эмоциональной поддержки в сложных ситуациях, в выборе методов поощрения и наказания. Для этого разработан родительско-детский тренинг «Мир взрослых – мир детей», состоящий из упражнений – определенных проблемных ситуаций.
В центр, а ЦИПР имеет два корпуса в разных частях города, ежедневно приходят 100 детей от года до трех лет в сопровождении взрослых (мам, пап или других родственников). Каждая семья посещает центр в течение 2 месяцев. Занятия организованы в три потока (20 детей в потоке): два потока в утреннее время для детей третьего года жизни; один поток в дневное время, организованный специально для детей второго года, имеющих два дневных сна. Основная форма занятий – групповая. Занятия одновременно ведутся по группам 5-6 детей в четырех центрах: развивающих игр, продуктивных видов деятельности, двигательной активности, музыкального развития. Основные специалисты, проводящие групповые занятия, – воспитатели и педагоги дополнительного образования. Важной особенностью работы в центре стало то, что все занятия проводятся в присутствии родителей и при непосредственном их участии. Занятие в каждом из центров длится 10-15 минут, между сменами занятий детям предоставляется перерыв в зоне для свободной деятельности, где они могут отдохнуть, перекусить, поиграть со сверстниками. Таким образом, дети в течение дня могут посетить четыре игровых занятия и проводят в центре от часа до полутора часов в зависимости от возможностей и потребностей каждого ребенка.
Одни из основных задач, которые решаются в центре, – это адаптация ребенка к новым социальным условиям; накопление и расширение социального опыта; формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых для дальнейшего включения в детский коллектив дошкольного учреждения. В связи с этим на групповых занятиях перед педагогами стоят задачи научить детей позитивно взаимодействовать со взрослыми, сформировать потребность в общении со сверстниками. Многолетний опыт показывает, что не все дети могут успешно адаптироваться в центре. Некоторые дети не готовы к групповым занятиям, у них отсутствует интерес к взрослому и сверстникам, совместной деятельности с ними. Среди воспитанников есть дети с проблемами в развитии (в основном это дети с органическим поражением центральной нервной системы: с задержкой психического, речевого развития), которым требуется специальная коррекционная поддержка. В связи с этим мы продумали специальную коррекционную работу специалистов центра по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребенка раннего возраста, которая имеет два направления – работа с ребенком и работа с родителями.
Работа с ребенком делится на несколько этапов.
Первый этап – диагностический, включает скрининг-диагностику и психолого-педагогическую диагностику развития ребенка. Скрининг-диагностику проводят педагоги центра совместно с психологом. В ходе диагностики выявляются дети, испытывающие трудности при включении в групповые занятия. Этих детей совместно с родителями приглашаем на индивидуальные диагностические занятия с психологом. Также эти занятия могут посещать дети по запросу родителей. В результате диагностического этапа составляем индивидуальную программу развития и обучения ребенка и персональный план индивидуальных, подгрупповых, а затем и групповых занятий, где определяется содержание коррекционной психолого-педагогической работы с ребенком на ближайшее время (два месяца). Параллельно выясняем уровень педагогической компетентности и потребностей родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка раннего возраста и, исходя из этого, рекомендуем различные формы работы специалистов центра с родителями.
Второй этап включает в себя работу по постепенному включению ребенка в совместные действия со сверстниками. Индивидуальные занятия выстраиваются комплексно. В их содержании отражается работа по формированию у детей предметных, предметно-игровых действий, ознакомлению с окружающим, развитию речи, музыкальному воспитанию, развитию движений, пробуждению интереса к продуктивным видам деятельности. Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными особенностями каждого ребенка (его интересами и предпочтениями к определенным видам занятий, например, играм с водой, с мячом, с сыпучим природным материалом), а также уровнем сформированности процесса взаимодействия с близким взрослым, педагогом. На индивидуальных занятиях, которые проводятся психологом в присутствии близкого взрослого, решаются задачи формирования у ребенка интереса к взаимодействию с педагогом в процессе эмоционального общения и совместных предметно-игровых действий; обучения использованию элементарных коммуникативных средств общения со взрослым; формирования элементарных навыков социального поведения (слушать педагога, выполнять действия по показу, подражанию и элементарной речевой инструкции).
При решении этих задач специалист постепенно начинает работу с подгруппой детей (два ребенка и две мамы). Группа формируется из детей с близким уровнем психофизического развития. Также группа может быть сформирована с привлечением братьев и сестер раннего и дошкольного возраста. На подгрупповых занятиях педагоги стремятся вызвать интерес к совместным действиям со сверстником либо детьми в семье в ситуации, организованной взрослым; обучить использованию коммуникативных средств общения (жесты, мимика, речь), направленных на педагога и ребенка; сформировать навыки социального поведения (умения играть рядом, действовать совместно для достижения положительного результата, действовать по очереди).
По мере готовности дети включаются в групповые занятия по двигательной активности, музыкальному развитию, чуть позже – в занятия по изобразительной деятельности и игровой активности. Первоначально психолог присутствует на занятиях, помогая педагогам с организацией совместной деятельности детей. В дальнейшем он проводит консультирование родителей по вопросам воспитания, определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка (продления курса обучения в центре или выбор дошкольного учреждения).
Другим очень важным направлением в работе центра по психолого-педагогическому сопровождению семьи стала работа с родителями в рамках родительского клуба. В начале периода обучения, обычно на родительском собрании, мы проводим анкетирование родителей для изучения родительского интереса по вопросам обучения и воспитания ребенка раннего возраста. Затем на основе анализа проведенного анкетирования составляем курс лекций, практических семинаров и тренингов. Родители посещают занятия клуба по желанию еженедельно в вечернее время.
Эта работа осуществляется в двух направлениях. Первое – для повышения у родителей педагогической компетентности по созданию благоприятной ситуации развития ребенка в условиях семьи (лекции и практические семинары, групповые тренинги по следующей тематике: «Этапы развития ребенка раннего и дошкольного возраста», «Особенности развития ребенка раннего возраста с отклонениями в умственном развитии», «Виды общения, его роль в развитии ребенка», «Этапы становления общения со сверстником у детей раннего возраста», «Организация взаимодействия ребенка со сверстниками», «Организация взаимодействия детей (братьев и сестер) в семье», «Формирование навыков самообслуживания», «Игрушка для детей раннего возраста. Критерии оценки при покупке», «Предметная деятельность. Этапы формирования», «Игра. Этапы ее становления», «Организация совместных действий ребенка с другими детьми на детской площадке», «Приемы для выхода из детских конфликтных ситуаций», «Литература и Интернет о детях с ограниченными возможностями здоровья». Второе – для обучения близкого взрослого позитивному взаимодействию со своим ребенком в ходе подвижных и дидактических игр. В рамках направления по формированию адекватной позиции родителей по отношению к воспитанию ребенка решаются следующие задачи:
Формирование навыков: наблюдения за своим ребенком с целью определения и анализа его достижения; эмоционально-делового общения у близкого взрослого со своим ребенком (специалист подводит родителей к поиску причин неадекватного поведения ребенка и его изменения через интересы ребенка); у близких ребенку взрослых положительного настроя на процесс обучения и воспитания в коллективе сверстников, уважительного отношения к своему и другому ребенку.
Обучение приемам установления эмоционального контакта: тактильного, эмоционально-речевого воздействия, привлечения внимания, отсроченного речевого сопровождения, поощрения; педагогическим технологиям по взаимодействию со своим ребенком (умению подключаться к действиям ребенка с целью создания ситуации совместного позитивного взаимодействия, на основе интересов ребенка; проведению занятий с ребенком в домашних условиях, ориентируясь на составленную специалистами индивидуальную программу; приемам установления эмоционального контакта с другим ребенком, организации эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстником (на занятиях в малых группах учили наблюдать за детьми и подключатьз своего ребенка к действиям партнера, на основе интересов детей предлагать различные игры и развивающие задания). Тут используются такие формы, как индивидуальные беседы; ведение и разбор дневниковых записей; просмотр и анализ видеофрагментов занятий, групповые обсуждения результатов занятий в подгруппах и группах, участие родителей в проведении индивидуальных, подгрупповых занятий с ребенком, при этом предполагалась различная степень участия родителей (наблюдение; проведение занятия совместно с педагогом-психологом; самостоятельное проведение части занятия, когда специалист помогает в планировании занятия и становится наблюдателем в процессе занятия). Родителей приглашаем участвовать в праздниках и досуговых мероприятиях, организованных для всех прошедших обучение. В дальнейшем мы ведем совместное планирование и проведение досуговых мероприятий для детей (дней рождений, экскурсий), родителей и специалистов центра.
Совместное обучение родителей педагогическим технологиям способствует налаживанию положительных детско-родительских отношений, расширению социальных контактов семей, оказанию квалифицированной психолого-педагогической помощи молодым родителям.
Учитывая то, что в настоящее время существует явный дефицит мест в дошкольные учреждения, меняется позиция молодых родителей в современном обществе к тенденции активного участия в процессе воспитания и обучения ребенка раннего возраста в домашних условиях, работа по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребенка, не посещающего дошкольное учреждение, приобретает особую актуальность, становится широко востребованной у молодых семей. Ежегодно наш центр посещают 500 семей. Этот факт нас радует, и мы понимаем необходимость дальнейшего поиска форм организации, содержания, методических приемов в направлении описанной психолого-педагогической работы.
Лариса КРУГЛОВА, директор Центра образования №2045; Лариса ПРОНИНА, педагог-психолог ЦО №2045
Комментарии