search
main
0

Репортер против монстра

В борьбе помогает любовь к правде

Новая картина шведского режиссера Микаэля Хофстрема «Идеальный пациент» основана на реальных событиях – сравнительно недавно завершившейся истории, где главным героем выступал обвиненный в жестоких убийствах Стуре Бергуолл, более известный под псевдонимом Томас Квик.

Само собой, в фильме Бергуолл-Квик, роль которого убедительно сыграл Давид Денсик, не выступает протагонистом. Здесь он антагонист, правда, до определенного времени.

Герой Дэвида ДЭНСИКА в фильме – антагонист, но до определенного времени

Главный герой – телерепортер Ханнес Ростам (Йонас Карлссон), специализирующийся на сложнейших журналистских расследованиях. Он демонстрирует отстраненность от всего, что не связано с профессией, работа у него стоит на первом месте. Даже когда в домашней обстановке его окликает дочка Эмма (Айва Анани) или супруга, он не сразу включается в диалог. «Я люблю правду» – вокруг этого жизненного кредо героя выстраивается сюжет, в рамках которого у него появляется соратник, молодая журналистка Енни Кюттим (Альба ­Аугуст). У девушки истина также возглавляет список ценностей, поэтому эти двое составляют идеальный исследовательский тандем, которому по силам сложнейшие дела. Одно из них – нашумевший в середине 80‑х годов процесс над Квиком, признавшимся в зверском убийстве двух десятков человек.

Один из коллег говорит Ханнесу, что в случае с преступником, который сейчас находится в заключении и отказывается общаться с прессой, не все гладко, здесь стоит покопаться, чтобы вывести все на чистую воду. Ценой одной бессонной ночи Ростам получает полный блок информации о самом известном маньяке Швеции и приходит к выводу, что Квик либо злой гений, либо… «Это может стать настоящей бомбой», – убеждает он своего босса, возражающего против затрагивания темы, очень болезненной для общественности, особенно для родственников погибших. Вместе с тем понятно, что движет им не столько жажда сенсации, сколько стремление к правде и желание помочь людям.

То, что открывается в ходе кропотливой работы Ханнеса и Енни, потрясает. Мы видим, как подтасовывались факты, как создавались события, не имеющие ничего общего с реальным положением дел. Хотя российский зритель в какой-то мере может быть удовлетворен, поскольку поймет: не только у нас возможны случаи, когда система по воле ее амбициозных рулевых жестко перемалывает человеческие судьбы.

Ханнес, по сути, совершает подвиг, хотя сам себя он героем не считает. По его мысли, так должен поступить каждый честный человек. Когда он в силу обстоятельств не может активно участвовать в работе, Енни самостоятельно с успехом продолжает начатое. Важно, что к финалу Ростам благодаря делу Квика заметно меняется, его отчужденность и эмоциональная холодность сменяются способностью не избегать близости с родными и друзьями.

Одно из главных достоинств фильма – это сочетание детективной составляющей с элементами драмы, за которой крайне интересно наблюдать. Ведь не только затрагивается скандальная глава в истории скандинавской криминалистики, есть еще побуждение задуматься о таком феномене, как покорность року. Почему человек порой склоняет голову перед злом, наветом, почему не способен защитить себя? Ответ отчасти дан в отрывке из романа Яльмара Седерберга «Доктор Глас», появляющемся в титрах в начале фильма: «Люди хотят, чтобы их любили. А если не любят, чтобы восхищались. Если не восхищаются, то чтобы боялись. Если не боятся, то чтобы ненавидели и презирали. Они хотят вызвать хоть какое-то чувство. Душа содрогается на пороге забвения и любыми способами ищет пути для построения связей».

Иногда эти пути и связи ужасны. И тогда остается лишь порадоваться, что не перевелись на свете правдолюбы вроде Ханнеса Ростама. Тогда есть надежда на торжество справедливости.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте