25 января состоялось селекторное совещание «Профсоюзный час», главной темой которого стало обсуждение такого распространенного явления, как репетиторство. Председатель МГО профсоюза образования Марина Иванова и приглашенные эксперты высказывали свое видение этого рынка услуг, который до сих пор не имеет никакого официального регулирования.
Ребенок не может освоить тему, которую с легкостью прошел весь класс? Талантливый школьник, участвующий в олимпиадах, хочет знать любимый предмет еще лучше? Чтобы попасть на бюджетное место в университет своей мечты, нужно набрать высокие баллы по ЕГЭ? Самым частым решением подобных вопросов являются занятия с репетиторами.Дополнительные уроки с практикующими педагогами зачастую составляют солидную часть от семейных расходов, но родители готовы потратить любые деньги на будущую счастливую жизнь своего ребенка. Тем более что в большинстве случаев репетитор успешно справляется со своей задачей. Впрочем, далеко не все положительно относятся к репетиторству. Кто-то не одобряет коммерческую составляющую этой деятельности – действительно, порой цена за индивидуальное занятие вызывает удивление. Кто-то твердо убежден, что если бы в школах каждая дисциплина преподавалась должным образом, потребность в занятиях с репетиторами отпала бы сама по себе. Однако последний и самый главный аргумент противников репетиторства кажется весьма спорным. Конечно, в идеальном мире, где способности и возможности каждого ребенка равны, можно было бы совершенно справедливо говорить о том, что потребность занятий с репетитором – показатель неэффективности школы. Однако это лишь утопия, в реальной жизни подобная логика скорее похожа на максимализм или популизм. Как бы ни была хороша школа, нельзя не замечать тот факт, что в общеобразовательном заведении главная цель любого учителя – достучаться, объяснить учебную программу для большинства учеников класса. И если у него это получается, то такого педагога можно назвать успешным.Из-за разницы в восприятии информации из образовательного процесса могут выпасть отстающие либо, наоборот, те, кто слишком хорошо понимают предмет и начинают скучать на уроках. Кстати, отставать могут и способные ученики, потому что далеко не все дети могут обучаться в группах, кому-то требуется индивидуальная подача, подход. Таким ученикам и должен помогать репетитор.Еще одно важное условие существования репетиторства – сдача единого государственного экзамена. Подготовка к нему занимает большой объем занятий в школах, однако учебную программу в старших классах никто не отменял, поэтому постоянно заниматься решением заданий ЕГЭ на уроках не получится и не должно получаться. В таком случае на помощь снова приходит репетитор. Причем в старших классах услугами репетиторов пользуются большинство школьников, некоторые даже занимаются дополнительно по всем предметам, которые предстоит сдавать.Таким образом, можно сколько угодно критиковать репетиторство как явление, но оно никуда не денется и продолжит свое развитие. Однако здесь важна другая проблема. Сегодня, чтобы стать репетитором, достаточно просто этого захотеть. Никто не проверит уровень ваших знаний, преподавания; никаких налогов, никакой ответственности – другими словами, замечательная область для мошенничества. Репетиторство можно назвать легальной областью «серого» бизнеса, и так с точки зрения закона быть не должно. Но сейчас хочется порассуждать не о законодательной стороне проблемы. Как найти действительно хорошего репетитора? Доверять отзывам знакомых или оценкам в Интернете могут далеко не все родители. Да и приглашать в дом либо отправлять ребенка в чужую квартиру, согласитесь, некомфортно. Место для занятий и компетентность репетитора – две главные головные боли для каждого, кто решил помочь своему чаду с образованием. Конечно, проблема, связанная с компетентностью и трудностями поиска репетитора, так остро уже не стоит. В Интернете давно появились удобные порталы с базами данных репетиторов столицы. Их численность на таких сайтах составляет до 60000 человек, там можно всего в несколько кликов найти педагога недалеко от дома, да и посмотреть более-менее реальные оценки его деятельности. Однако трудности с местом для занятий возникают регулярно. Сторонники вывода репетиторства из тени считают, что обе проблемы можно легко решить после легализации этой деятельности. Во-первых, это дало бы возможность собрать официальную и самую крупную базу репетиторов, где не было бы возможности накручивать отзывы и оценки. Во-вторых, «официальный» репетитор мог бы вступать в арендные отношения с образовательными учреждениями. Причем в идеале эта аренда должна предоставляться на льготных условиях и в упрощенном порядке. При таком подходе к выводу репетиторства из тени у родителей и их детей действительно появились бы новые возможности: не надо никого приглашать к себе домой, ребенок находится в школе в полной безопасности, а классы хорошо оборудованы для занятий, что плодотворно скажется на результатах индивидуального обучения. Еще одним плюсом легализации репетиторства станет устранение конфликта интересов, возникающего при проведении дополнительных занятий учителем с учеником из своего класса или школы. Сейчас решение этой морально-этической проблемы лежит исключительно на совести педагога, тогда как в случае, если бы его платные уроки проводились официально и прозрачно, занятия с учениками из своей школы стали бы просто невозможны.Однако далеко не все поддерживают идею вывода репетиторства из тени. Первый аргумент противников легализации – повышение цен на занятия из-за ввода налогов или платы за патент. Подорожание и так недешевых уроков у репетиторов серьезно ударит по родительскому карману. Однако это далеко не все опасения, которые высказывают родители, ученики и даже сами репетиторы. Помимо финансового вопроса некоторые школьники заметили, что сегодня, для того чтобы перенести или отменить занятие, достаточно просто позвонить репетитору, однако после легализации это может вызвать некоторые проблемы, например, если преподавателю придется вести какую-либо отчетность о проведенных уроках. Кстати, сами репетиторы больше всего боятся именно бумажной волокиты. Налоговые декларации, отчетность или даже полноценный документооборот заберут у педагогов драгоценное свободное время, которое можно было бы потратить на свою личную жизнь или на своих учеников. Сравнивая аргументы сторон, становится понятно, что однозначного ответа на вопрос о легализации репетиторства найти не удастся. Понятно лишь то, что с точки зрения закона «серый» бизнес не должен существовать, поэтому когда-нибудь эта деятельность будет выведена из тени, однако делать это надо сбалансированно, продуманно, аккуратно, обращаясь к экспертному мнению большинства учителей. Остается лишь только понять: а готовы ли мы к этому морально?..Сергей ВЬЮНКОВ, главный специалист информационного отдела МГО профсоюза образования
Комментарии