В последние годы, полные сложных, противоречивых, непредсказуемых и тревожных событий, наблюдается одна очень яркая и любопытная тенденция: в литературу постепенно проникает музыка. И речь идет не о чеканных рифмах, мелодике красивого литературного языка или проникновенном и профессиональном исполнении новых стихов российских поэтов. Речь идет о знаменитых музыкантах, композиторах, певцах, некоторых из которых можно назвать нейтрально – исполнителями, тогда как других – служителями искусства.
Загляните в любой книжный магазин, и вы увидите на полках свежий сборник песен и прозаических зарисовок Дианы Арбениной «Снежный барс», книги знаменитой оперной певицы Любови Казарновской или романы эстрадного певца Алексея Чумакова, и даже биографию Юрия «Хоя» Клинских «Хой! Опасный путь через туман», написанную талантливым писателем Романом Богословским в соавторстве с Ириной Клинских, дочерью певца. О чем это говорит? О том, что современная литература, быть может, не приносит авторам серьезных дивидендов в виде больших гонораров или всенародной славы, но остается делом первостепенным для нашей культуры, а потому престижным. И потому люди, работающие со словом, порой чувствуют, что должны не только услаждать им слух, но и переносить его на бумагу.
Так, любимый многими отечественными меломанами рэпер Баста (настоящее имя которого Василий Вакуленко), в свое время также работавший под псевдонимом Ноггано и исполнявший «хулиганские», но задорные песни, стал новым автором издательства «Городец», которое выпустило его первый сборник песен «Баста. Стихи». Правда, следует сразу отметить, что издатели и литературные пиарщики упрямо называют тексты, составляющие сборник, не песнями, а стихами, тем самым подчеркивая их прямую связь с литературной, а не песенной культурой, но по факту это все же песни, а не стихи. Достаточно взглянуть на содержание: в книге собраны тексты песен исполнителя, будь то «+100500» или «Рэп, который по-лютому прет». То есть это не какие-то новые произведения, написанные изначально не для исполнения на сцене, а для публикации в книге. Это просто текстовые версии хитов, без которых сложно представить плейлист современного меломана.
В текстах, составляющих книгу, напрочь отсутствуют припевы; вероятнее всего, это было сделано для того, чтобы лишний раз убедить читателя, что он читает как раз не песню, а стихотворение. Однако ритмика, образность, структура и смысловая наполненность получившихся текстов отсылают нас все-таки к жанру песни, а не лирического стихотворения. Впрочем, оценить их могут не только меломаны, но и киноманы, люди, которые много и с большим удовольствием смотрят как современные блокбастеры и сериалы, так и старые, проверенные временем киноленты, тоже вполне могут полюбить поэтику рэпера Басты. В его запасе, кстати, есть довольно эмоциональная песня «Кинолента», с чьим текстом, само собой, можно ознакомиться в книге «Баста. Стихи». Украшенный иллюстрациями художника Дмитрия Козлова, сборник вполне создает эффект мультипликационного фильма, когда застывшие на страницах рисунки оживают благодаря ритмичным строчкам бастовского рэпа:
Как нужно немного для настоящего счастья:
Без лишних красок – чистое «здравствуй».
Нам непонятны мотивы наших сердец,
Но это не важно – просто останься здесь.
Я разбиваюсь у ног твоих на осколки,
Пусть время остановится, замри, солнце.
Говорят, романтика уходит с возрастом,
Но хранит молодость живущий поиском.
Рано или поздно так или иначе
Обретет счастье каждый, глаза, не плачьте.
Караваны мыслей сквозь миражи –
Нет счастья без боли, нет правды без лжи.
Дрожи в моих руках, я дорожу этим,
Живу тобой взапой, поэт вне запретов.
Не слушай шепот тех, кто якобы в курсе,
Верь сердцу, доверяй своим чувствам.
Услышать Василия Вакуленко, также известного как Баста и Ноггано, можно было 9 сентября в книжном магазине «Во весь голос» в рамках презентации его сборника. Впрочем, презентацией это мероприятие сложно назвать – больше оно напоминало обыкновенную автограф-сессию, только рэпер подписывал не диски со своими альбомами и не плакаты, а небольшие красиво оформленные томики с текстами своих песен. Но ничего плохого в этом не было – наоборот, участники мероприятия были счастливы встретиться со своим кумиром, чьи песни как помогали, так и помогают в делах и невзгодах, дают возможность расслабиться, становятся, можно сказать, саундтреком их жизни, – и получить чистый кайф. Прямо как в песне:
Ты рядом со мной,
и это самый чистый кайф…
Сердце бьется, как рыбка, угодившая в сети,
Три воскресенья назад я встретил тебя и обрел бессмертие.
Это нарастает с геометрической прогрессией,
Тебе не до сессии, мне не до песен.
Все просто. Мы вместе.
Так что презентация книги песен Басты «Баста. Стихи» стало прекрасной возможностью для фанатов встретиться со своим любимым певцом, сравнить тот образ, что тысячи раз возникал у них в головах во время прослушивания «Ты была права» или «Сансара», с живым человеком из плоти и крови, который подарил им свой голос, эмоции, воспоминания и надежду. И когда смотришь на то, как улыбающаяся, счастливая блондинка в кожанке протягивает своему кумиру книгу на подпись, а потом с ним фотографируется, невольно вспоминаются такие строки:
Но мы, мы в собственном ритме
Мутим то, что помогает жить нам.
Пропитаны бытом и пылью,
Здесь без мазы сказку сделать былью.
И время шепчет: «I’ll kill you»,
Но мы мутим то, что помогает жить нам».
Баста. Стихи. – М. : ИД «Городец», 2022. – 176 с.
Комментарии