Должен ли директор школы вместе с учителями менять в учебном здании систему отопления или ремонтировать вышедший из строя котел? Вопрос сам по себе несколько абсурдный и предполагает естественный ответ – НЕТ. И тем не менее «капиталистическая» действительность заставляет наших педагогов засучивать рукава и браться за не свойственную им работу. Не только несвойственную, но и неоплачиваемую. Почему возникает эта абсурдная ситуация? У муниципалитетов нет денег оплачивать ремонтные работы.
Жанна ГРИГОРЬЕВА, директор Рубиловской школы, Пушкиногорский район, Псковская область: Хватает только на «косметику»
Я первый год работаю в должности директора. Школа маленькая, всего 30 учеников. Сразу же столкнулась с проблемой – минувшим летом пришлось делать капитальный ремонт котельной. При том что мы не можем позволить себе ни ставки завхоза, ни работника по обслуживанию здания. Ремонт делают своими силами учителя – а ведь это не их обязанность, им этот труд не оплачивается.
Когда вышел из строя котел, школа, конечно, не смогла самостоятельно оплатить его ремонт. Муниципальные власти выделили деньги на эти расходы из районного бюджета, спасибо им. Кроме того, потребовалось для оформления ремонта много документов, которые мы сами не можем сделать. Муниципальные органы оказали нам услугу, подсказали адрес организации, которая устанавливает и ремонтирует котлы, помогли оформить документацию. Все остальное я делала сама – связывалась с организацией, подписывала договора, ездила по разным оргмоментам в Псков…
А вскоре, я чувствую, меня ждет новая проблема – лампы в спортзале. Их давно нужно поменять. Лампы прожекторные, большие, для их замены нужны высокие лестницы. Куда я буду обращаться, пока еще даже не знаю…
Думаю, что решить проблему ремонта школ непросто, потому что, может быть, у наших муниципальных органов и нет на это денег. Ведь в одной только последней заявке, которую я подавала, перечисляя нужды своей школы, перечень оказался весьма длинный. Между тем я уверена – хороший ремонт необходим практически всем школам в районе, потому что все мы много лет подряд делаем только «косметику».
Татьяна ПУРТОВА, директор школы №1, Ханты-Мансийск: Гора с плеч
С плеч директоров ханты-мансийских школ фактически снята проблема содержания и ремонта школьных зданий. Теперь ею полностью занимаются муниципалитеты.
В социальном паспорте школы записана полная информация, касающаяся всех аспектов функционирования здания. Это комплексный документ, в котором можно найти, например, поэтажные планы на случай чрезвычайной ситуации, описание санитарных условий в школе, а также описание состояния коммуникаций.Социальные паспорта школ согласовываются с Управлением ГО и ЧС, Управлением государственного пожарного надзора, органами Роспотребнадзора и местной администрацией.
Ремонтные работы любого вида, если они требуются, будет выполнять то муниципальное предприятие, которое осуществляет поставку этих услуг по муниципальному контракту. Предположим, с помощью котировок, тендеров и аукционов между администрацией города и конкретным учреждением, например муниципальным учреждением «Водоканал», заключен контракт, согласно которому «Водоканал» оказывает школе услуги по подаче воды, водоотведению, канализационным стокам. Тогда согласно тому же контракту все виды услуг, в том числе ремонт и плановые ревизии, должно выполнять это муниципальное учреждение.
Ирина ФРАНЦУЗОВА, директор школы №314, Санкт-Петербург: Вопрос повисает в воздухе
Ответственность за здание, в стенах которого обучаются дети и работают преподаватели, узаконена в документе, который называется «Оперативное управление зданием». Это значит, что мы, как руководители, отвечаем за сохранность школьного имущества и инженерных сетей, за пополнение или обновление учебно-методического комплекса. Что нужно для того, чтобы выполнить эту возложенную на директора государством функцию? Во-первых, школа может иметь штат рабочих. Во-вторых, заключить договор с организацией, которая может обслуживать эти виды работ. Сложность заключается в том, что, несмотря на оплату труда по отдельным коэффициентам этих работников, они получают недостаточно большую зарплату при их рабочих разрядах.
Если говорить о плюсах и минусах, то, скажем, заключается договор с организацией, значит, там есть мастер и начальник, который будет проверять работника. Минус в том, что нет оперативности: прорвало трубу, и пока рабочие к нам доедут, школу может залить. Штатный же работник все время на месте, но минус в том, что все нужные детали мы должны покупать сами.
Еще один важный момент: для того чтобы содержать инженерные сети в хорошем состоянии, нужны средства на их обновление или замену. Но… Каждый год я своевременно оформляю заявки в роно, к примеру, на выделение средств на ремонт всей отопительной системы школы, однако окончательное решение о финансировании принимает глава администрации района как главный распорядитель средств. Поэтому вопрос о стопроцентной ответственности за здание меня, как директора, повисает в воздухе.
Марина КОФАНОВА, директор Панковской школы, Новгородский район, Новгородская область: Всем миром
На проблему состояния российских школ обратил внимание Президент РФ Дмитрий Медведев, объявив в конце минувшего года в своем Послании Федеральному Собранию президентскую инициативу «Наша новая школа». Да, российская школа не должна быть ветхой, в школе должно быть комфортно. Это обязывает и местные власти предпринимать соответствующие шаги. На примере школы нашего поселка можно наглядно показать, что может сделать муниципалитет, стремясь поддержать свои образовательные учреждения.
Пять лет назад администрация нашего поселка при поддержке администрации Новгородского района и районного комитета образования поставила задачу – помочь местной школе стать красивым современным зданием. Панковская школа в течение многих лет гордилась инновационным содержанием своего образования, к нам часто приезжали за обменом опытом педагоги области. При этом нам всегда неудобно было за внешний вид здания школы. Но вот благодаря поддержке властей, прежде всего муниципальных, в школу стали поступать весомые денежные средства. Теперь здесь евроремонт в классах и коридорах, многие окна заменены на стеклопакеты. Есть отличный компьютерный класс с выходом в Интернет, современный кабинет физики, очень красивый актовый зал. Школа преобразилась!
Приобретенное единство формы и содержания добавило школе много плюсов. Наше учебное учреждение находится в поселке, расположенном в трех километрах от областного центра Великого Новгорода. Несмотря на близость престижных городских гимназий и лицеев, в последнее время родители детей, живущих в нашем поселке, начали отдавать предпочтение Панковской школе. Красота воспитывает – мы, надо сознаться, боялись, что после ремонта дети испачкают, например, очень светлые панели в коридорах или наклеенные обои, но наши опасения оказались напрасными.
Глава Панковского поселения Виктор Константинович Цупик – инициатор идеи, что местной школе должны помогать и предприятия, находящиеся на территории поселка. Наши предприятия-спонсоры – это прежде всего 261-й ремонтный завод и завод металлоконструкций. Школа долгие годы учила детей работников этих предприятий – теперь учим их внуков! Конечно, поэтому люди стараются нам помочь. Одно время у нас висели даже таблички на кабинетах, рассказывающие о том, что этот кабинет помогла отремонтировать конкретная организация. Ученики гордятся тем, что их родители, работающие на местных предприятиях, помогают школе. Существует идея, пока еще не реализованная, создать совет директоров при поселковой администрации – орган, который помогал бы решать проблемы образования, культуры, социальной жизни поселка, в том числе финансовые.
Но, наверное, неправильно было бы постоянно ждать помощи извне. Поэтому школьная администрация тоже ставит своей задачей привлечение дополнительных финансовых средств в школу.
Мне кажется, что нужно поступать так, как повелось у нас на Руси – всем миром решать проблему. А мир – это в данном случае и сама школа, и власти самого разного уровня. При их объединении школы действительно приобретут современный облик.
Комментарии