search
main
0

Ремонт под контролем

Что не запрещено, то разрешено

В июне в Воронеже прошел форум «Сообщество», инициированный Общественной палатой Российской Федерации. Подобные мероприятия проводятся с 2015 года в федеральных округах страны для выявления и обсуждения проблем развития некоммерческого сектора, а также поддержки эффективных практик гражданской активности. Тема нынешнего – «Традиции и ценности в основе будущего страны», а ведущим событием стало расширенное выездное заседание Федерального штаба общественного контроля за капитальным ремонтом школ.


Наталья Кравченко знакомится с оформлением будущей школы

В заседании участвовали руководитель Департамента образования Воронежской области Наталья Салогубова, а также сотрудники депар­тамента и Управления образования города Воронежа. Присутствовали руководители штабов родительского общественного контроля Воронежской и Липецкой областей, сотрудники штабов и представители общественной организации «Союз отцов Воронежской области». В режиме ВКС к обсуждению подключился директор федерального государственного бюджетного учреждения «Школа-2025» Олег Клочков. Это подведомственная Министерству просвещения РФ организация, осуществляющая сопровождение и мониторинг федеральных программ и проектов в образовательной сфере.

Именно Олегу Игоревичу первому предоставила слово модератор заседания Наталья Кравченко, возглавляющая Комиссию по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты РФ. Наталья Васильевна также руководит работой Федерального штаба общественного родительского контроля, созданного при Минпросвещения РФ. Это позволяет объединить усилия многих общественных организаций, чтобы масштабная федеральная программа капитального ремонта «принесла как можно больше пользы, а выделенные средства послужили идее улучшения качества школьной среды».

Федеральная программа капитального ремонта школ реализуется в рамках госпрограммы «Развитие образования» и рассчитана на период с 2022 по 2026 год. Всего должно быть отремонтировано 7300 объектов. Как сообщил Олег Клочков, последние данные таковы:

– По итогам 2022 года 1311 зданий отремонтировано. Остается одна школа из заявившихся, которая не отремонтирована по итогам 2022 года, – это Серовская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении, она находится в Свердловской области. В настоящий момент строительная готовность ее составляет 90%, работы заканчиваются. Также существует ежегодный график реализации программы кап­ремонта, по нему до первого апреля все объекты, которые реализуются в 2023 году, должны быть законтрактованы. Таких объектов 1530, из них сейчас 1525 законтрактованы, но в ближайшие дни планируется заключение оставшихся пяти контрактов.

Весь июнь проводился отбор на подачу дополнительных объектов с однолетним циклом в 2024, 2025 и 2026 годах. Дополнительные письма были отправлены в четыре новых субъекта – Донецкую и Луганскую республики, Запорожскую и Херсонскую области, для них срок подачи документов продлен до 20 июля.

Олег Игоревич обратился к региональным руководителям с призывом «формировать списки объектов, исходя из приоритетности», сообщив при этом, что ограничений в количестве объектов, на которые регион может подать заявки для капремонта, нет. Но есть установленные требования, которым должны соответствовать школы и заявочные документы, обо всех них регионам известно.

Наталья Кравченко поделилась впечатлениями от увиденного в Воронежской области – строящейся в областном центре мегашколы на 2860 мест под одной крышей и Новоусманского лицея, стандартного школьного здания, построенного в 1978 году, которое преображается в ходе капитального ремонта, а в ближайшие месяцы, когда работы завершатся, сможет конкурировать с самыми современными новостройками.

– То, что я видела, мне очень понравилось и вдохновило! – рассказала Наталья Васильевна. – Подобные выезды в регионы – это одна из форм работы Федерального штаба общественного контроля. Задача – обратить внимание на узкие места, которые существуют в том или ином регионе, и сигнализировать об этом в федеральный центр. Эта поездка произвела очень хорошее впечатление. Я довольна тем, что увидела в Липецкой и Воронежской областях. Важно, чтобы по итогам программы все выглядело не «чистенько и бедненько», а это были качественные изменения. Чтобы преображалась школьная среда. Чтобы она была современной, вдохновляла, в школах было комфортно учителям учить, а детям учиться. Это тем более важно, что сегодня школы стремятся к формату «школа полного дня», а значит, должно быть место и для учебы, и для отдыха, и для общения. Когда строились школы, которые сегодня заходят на капремонт, эти вещи не были предусмотрены. Поэтому федеральная программа по капремонту – это уникальная возможность перезагрузить и переосмыслить школьное пространство, сделать его модерновым и не хуже, чем в новых строящихся школах. Нам важно, чтобы эти изменения происходили, удовлетворенность от реализации программы у общества была максимальной, а средства федерального и региональных бюджетов, которые выделены на эту программу, были потрачены максимально эффективно.

О том, благодаря чему не только ремонтируются школьные здания, но и преображается школьная среда, рассказала Наталья Салогубова, предварительно вспомнив фразу воронежского губернатора Александра Гусева: «Кирпичи – это не главное, отчет о кирпичах не ведите!»

– Поэтому вложение денег измеряется теми условиями, которые позволят ребятам лучше обучаться, развиваться, творить, – пояснила Наталья Валерьевна. – Все объекты должны быть функциональны и иметь весь спектр вариативности в развитии ребенка, занятия спортом, творчеством и так далее должны учитываться, под все предусмотрены помещения. Выстраивается определенная схема, когда внутри органа исполнительной власти распределены обязанности между подведомственными организациями по двум направлениям – живая стройка, которая учитывает качество строительно-монтажных работ, плюс соблюдение графиков строительства. А следующая организация – это Институт развития образования с соответствующим отделом, который согласовывает на стадии проектирования все нюансы, что позволит использовать школу не просто как здание, а как дом для ребенка на протяжении одиннадцати лет. В итоге вырабатывается общий интересный проект, такой как, например, мега­школа. Также стараемся, чтобы каждый вводимый объект был индивидуален и на порядок лучше предыдущего объекта. И работаем по принципу «разрешено то, что не запрещено», опираемся на помощь родителей и общественных организаций.

О том, как проводится общественное обсуждение необходимых работ, и об участии в нем родительского штаба общественного контроля рассказал руководитель штаба Воронежской области Владимир Чернышов. Действия этой организации охватывают три направления: безопасность учебных заведений, качество питания и ремонт учебных заведений. Заседания проводятся ежеквартально, в 2022 году сотрудники не менее 18 раз выезжали в рейды по питанию и безопасности школ. Оценить проведение капитального ремонта смогли во всех 11 школах, которые ремонтировались в области в прошлом году. В этом году успели посетить восемь школ, в среднем ремонт выполнен на 30‑40%, снято старое покрытие стен и полов, идет работа над новым покрытием. И подрядчики, и администрации школ уверяют, что все работы будут завершены в срок, первого сентября школы смогут принять ребят.

– Мы уже привыкли к тому, – добавил Владимир Владимирович, – что максимум пространства для взаимодействия родителей обычно ограничивается пределами одной школы. А когда речь идет об улучшении по всем аспектам в 718 школах Воронежского региона, из которых 497 – сельские, это пространство взаимодействия расширяется многократно. Как тут всех хотя бы опросить, не говоря уже о том, чтобы посоветоваться? Задача сложная, но, как оказалось, в основе своей выполнимая. В каждой школе созданы родительские сообщества, с которыми мы контактируем. Зачастую все администрации школ сами настраивают каналы коммуникации с родительскими сообществами. Наша задача – вмешаться, если что-то пошло не так и назревает конфликтная ситуация. Поэтому штабом проводится постоянный контроль в социальных сетях за настроением родителей. А если приходит жалоба, мы незамедлительно включаемся в ситуацию. Во время рейдов чаще всего заостряем внимание на том, что школьная администрация может что-то не зафиксировать, а новому человеку это сразу бросается в глаза. Также мы активно участвуем в анализе анкет «Оцени питание». Если возникают трудности с доступом на территорию строящихся или ремонтирующихся объектов, Департамент образования всегда помогает решить эту проблему, и мы получаем возможность увидеть, как идут работы.

Интересный вопрос задал присутствовавшим Игорь Барсуков, заместитель директора Центра национальной технологической олимпиады НИУ ВШЭ. Он заметил, что при строительстве новых школ в Воронежской области кадровый педсостав комплектуется заранее – за несколько месяцев до сдачи объекта, так же заранее определяются профильность классов и содержание образовательных программ. Получается, что разработка содержательного концепта школы начинается перед строительством, можно сказать, на предварительном этапе согласований, когда стройка еще не началась. Что это за практика? По словам Игоря Евгеньевича, это нужно знать, потому что это содержательно серьезно усилит программу строительства новых школ и программу капитального ремонта.

– Мы начинаем не со строительства, а с формирования образовательной идеологии содержания, это зависит от окружающей среды, – пояснила Наталья Салогубова. – Например, на территории Новоусманского района для школы «Эврика» – это новый объект, построенный два года назад, – изначально разрабатывали инженерно-техническое направление.

В разработке концепции помогали ученые вузов и Воронежского института развития образования. Думали и об образовательном процессе, и о том, какое оборудование понадобится. Таким образом, по словам Натальи Валерьевны, на первом месте оказывается оценка того, как можно включить новую образовательную организацию в решение современных экономических задач с учетом профильности, инженерных классов и создания всей цепочки профориентации с выходом на вузы. Эта целевая установка прорабатывается Институтом развития образования как тренд и предлагается в определенном районе области, не в каждом, но там, где все это реально можно осуществить. Вариант определения направления развития образовательного учреждения идет уже на стадии проектирования здания и обсуждается как с учеными и преподавателями, так и со строителями. То есть первый шаг состоит в формировании большого пространства под целевую установку, а потом уже происходят выбор дизайн-проектов определенных зон школьного интерьера, создание уюта, выбор красок, фона и т. д. И параллельно идут выбор и назначение руководителя будущей школы, а потом и подбор педагогического коллектива.

Татьяна МАСЛИКОВА, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте