В апреле в 19 регионах России начнется эксперимент по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В четвертой четверти новый предмет появится в расписании четвероклашек, а в сентябре, в первой четверти, – у пятиклассников. Рассчитан курс на 34 часа, 17 из них приходится на 4-й класс, еще 17 – на 5-й. Новый курс включает в себя шесть модулей – основы православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.
Комментарий «УГ»От редакцииГотовится к выпуску в свет и учебное пособие по светской этике. Издательство «Просвещение» не назвало «УГ» имя автора пособия, поэтому мы не смогли связаться с ним, чтобы задать интересующие нас вопросы. В издательстве объяснили это условиями авторского договора. Однако содержание учебного пособия пояснили:«В соответствии с утвержденной программой в учебном пособии рассматриваются основные понятия этики. Учащиеся получат представления о том, что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм. Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому быть добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? На эти и другие вопросы поможет ответить курс светской этики. Авторы ведут разговор со школьниками о том, как жить в мире и согласии с окружающими людьми, что такое настоящая дружба, честь и достоинство. Особое внимание уделяется вопросам этикета: умению одеваться, вести себя за столом, поддерживать беседу».«Просвещение» обещает, что учебные пособия по шести модулям поступят в школы в середине марта, а с первого апреля российские четвероклассники начнут изучать по ним новый курс. На вопрос, каким образом эти пособия пройдут научно-методическую экспертизу, в издательстве нам ответили, что они также занимаются этой проблемой. Интересно, кто станет рецензентами будущих пособий: сотрудники издательства или независимые эксперты?
Принципиально то, что ОРКСЭ – единая комплексная учебно-воспитательная система. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и требованиям к результатам освоения содержания учениками. Какой конкретно модуль изучать ребенку, выбирают его родители, что и неудивительно, слишком сложным был бы этот выбор для 10-11-летнего человека. Важно, что курс носит культурологический характер, преподавать его будут школьные учителя. На что сделан акцент в учебных пособиях шести модулей курса, как и где подготовят педагогов для преподавания нового предмета?
Это важно
Правительство России определило 19 регионов, где в качестве эксперимента в 2010-2011 годах в школах введут комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В их числе Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, Чечня, Чувашия, Камчатский, Красноярский, Ставропольский края, Вологодская, Калининградская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Пензенская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская области и Еврейская автономная область.
От первого лица
Прокомментировать ситуацию с введением нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» мы попросили министра образования и науки РФ Андрея ФУРСЕНКО:
– Логика нового курса в том, что семьи могут выбрать, что будут изучать их дети в школе: основы одной из традиционных религиозных культур или базовые понятия светской этики. Это может стать мощным фактором сплочения общества. Ведь чтобы научиться по-настоящему уважать и понимать другую культуру, надо сначала понять и полюбить культуру свою.
Разделение класса на группы – очень рискованный ход. Он требует ювелирной точности, высочайшего профессионализма, в первую очередь педагогического. Вступая на этот путь, мы взвесили наши силы и считаем, что можем его пройти. Здесь у нас нет права оступиться. Поэтому при подготовке курса специально предложена схема, где разные учебные группы, разные направления время от времени «смыкаются», собирая ребят вместе, давая им возможность самим убедиться в единстве базовых подходов к духовно-нравственному воспитанию. Без преувеличения, огромная ответственность ложится при этом на педагогов. Их подготовка выстроена так, чтобы каждый учитель, будучи специалистом в своем направлении, хорошо представлял, что изучают ребята во всех других учебных группах. Нельзя забывать, что новый курс, который мы сегодня создаем, как и любой школьный курс в современном мире, – только начало, а не завершение нового знания, начало пути постижения этого мира.
15 января в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования начали повышение квалификации 1000 тренеров-преподавателей из
19 субъектов РФ.
– В настоящее время уже прошли обучение 598 преподавателей из 16 регионов, – говорит первый проректор АПКиППРО Алексей Рытов. – Надо понимать, что такими тренерами должны быть особые люди, потому что не всегда педагог, хорошо работающий с детьми, сможет передать знания своим коллегам-учителям. Тем не менее среди 1000 приехавших к нам педагогов более 60 процентов – школьные учителя, 8,7 процента – преподаватели учреждений повышения квалификации, 7,7 процента – работники органов управления образованием и чуть больше 13 процентов – преподаватели высшей школы. Планируется, что эти тренеры с 1 по 25 марта у себя на местах в 19 регионах, участвующих в эксперименте, обучат 15 тысяч 145 учителей. Кроме того, АПКиППРО передаст в каждый субъект необходимые методические материалы для учреждений повышения квалификации, тематическое и поурочное планирование каждого учебного курса.
Преподавать новый курс будут школьные учителя, как правило, это гуманитарии – педагоги начальной школы, историки, словесники. Кто конкретно, решать будут органы управления образованием на местах.
– Алексей Иванович, как будут аттестовывать преподавателей-тренеров?
– По результатам обучения слушатели выполняют выпускные работы на основе контрольно-измерительных материалов, которые включают написание творческой работы (эссе), выполнение контрольных работ в специально разработанной рабочей тетради, участие в разработке и презентации проекта, связанного с методическими аспектами преподавания. Наши слушатели получают академические документы государственного образца и сертификат, дающий право преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Программа повышения квалификации тренера-преподавателя рассчитана на 72 часа, обучение проходит 8 дней по 9 часов.
– Алексей Иванович, а как будет проводиться контроль за проведением курсов повышения квалификации в регионах?
– Мы направим экспертов в каждый субъект, участвующий в апробации нового курса, для оценки результативности курсов повышения квалификации. В апреле и сентябре 2010 года, то есть на начало обучения учащихся 4 и 5-х классов, в эти регионы также будут командированы эксперты.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии