Это тот редкий случай, когда фильм трудно смотреть, а затем обсуждать его художественные достоинства. Проживать – да. Переживать – да. Но не расчленять на сюжет-диалоги-монтаж-бюджет и тому подобное. Потому как фильм «28 панфиловцев», вышедший на киноэкраны на минувшей неделе, получился, вопреки ожиданиям, совсем не голым плакатом, агиткой, а скорее информацией к размышлению, даже своеобразной медитацией на тему Подвига и Жертвы. И это несмотря на все взрывы, танки, атаки и прочие необходимые для военного фильма громкие атрибуты.
Одни называют это кино народным – 30 миллионов рублей, пятая часть бюджета, собрано авторами посредством краудфандинга, остальные деньги дали Российский фонд кино и правительство Казахстана. Другие считают сам замысел «антинародным», ведь факт подвига точно не доказан: Главная военная прокуратура дважды – в 1948-м и 1988-м – называла эту легенду мистификацией, подчеркнув, что героически дралась вся дивизия. А я назову это кино долгожданным. Выношенным. Задуманное еще в 2009 году, оно должно было выйти в 2015-м, но появилось только теперь.Напомню факты. 16 ноября 1941 года. У разъезда Дубосеково под Волоколамском стояла 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Ивана Панфилова. Фронт растянулся почти на двадцать километров. Наступление немецкой 2-й танковой дивизии встречает 1075-й стрелковый полк. В том числе и четвертая рота, где политруком был Василий Клочков. Легендарные 28 панфиловцев – бойцы именно этой роты. По легенде, в ходе четырехчасового боя они ценою собственных жизней уничтожили 18 вражеских танков. После статьи о 28 панфиловцах в газете «Красная звезда» всем им присвоили звание Героя Советского Союза посмертно…Как показать войну, подвиг, пусть легенду? Даже у таких мэтров, как Михалков, это не всегда получается. Режиссер Андрей Шальопа и сценарист Ким Дружинин отнеслись к этой задаче серьезно. С первого кадра видно: авторы тщательно проработали каждую деталь. Вы не обнаружите исторических ляпов: здесь все, от оружия до солдатской формы, точно выверено. И одежду, и реквизит, зачастую аутентичные, доставали на «Ленфильме» и у реконструкторов. По словам режиссера, настоящие гаубицы М-30 предоставил Павел Бараненко, руководитель клуба «Красная Звезда», одну из противотанковых пушек арендовали в подмосковном музее в Черноголовке. А питерский коллекционер и подвижник Олег Иликович Титберия совершенно бесплатно одолжил 45-мм орудие из своего музея, а позже привез уникальную немецкую 150-мм гаубицу.Среди актеров, играющих панфиловцев, вы не увидите звездных лиц. И это позиция.Сурового политрука Василия Клочкова сыграл Алексей Морозов, только что засветившийся в «Таинственной страсти».- В картину я попал буквально за день до начала съемок, пройдя кинопробы, – рассказывает Морозов. – Конечно, я слышал о проекте, но не осознавал всего масштаба и глубины погружения в тему. Самым ярким моим переживанием стали съемки эпизода со знаменитым монологом Клочкова: «Отступать некуда – позади Москва». Я должен был пройти вдоль окопа, отдавая команды, затем спрыгнуть в него и произнести речь перед оставшимися в живых бойцами. Так сложилось по графику, что в этот день могли снимать только речь Клочкова, а реакции бойцов – в другой. Поэтому, когда спрыгнул в окоп, вместо солдат увидел лица съемочной группы – операторов, художников, пиротехников. И вдруг все соединилось: глаза людей, ждущих моих слов, мороз минус тридцать, ветер за воротник, взрывы снарядов на заднем плане, мои детские переживания о войне, рассказы деда. И среди этих обрывков мыслей возникла главная – о моем сыне Матвее. В эту секунду я окончательно понял, что такое «позади Москва». Позади мой сын и сын оператора Рождественского, и дети художников, пиротехников, ассистентов…Для меня тема войны очень личная. Бабушка пережила в осажденном Ленинграде блокаду, сбрасывая зажигательные бомбы с крыш. Дед прошел всю войну, и я знал историю каждой его медали. Поэтому, играя Клочкова, я чувствовал связь со своими родными, понимал, что мы не просто снимаем очередное кино о войне, а выполняем свою миссию в память о погибших и во славу выживших….Легенды вообще алогичны, надо сказать. В том числе и о жертвоприношении молоху войны. О цене сегодняшнего мира и благополучия. Главное – что лежит в основе художественного вымысла. Тот ли он, над которым ты «слезами обольешься», проникнешься состраданием, кровной причастностью к судьбе страны? Если да, уже в точку.
Комментарии