Со следующего учебного года в России стартует пилотный проект новой системы высшего образования, которая предусматривает два уровня – базовый и специализированный. Также вводится отдельный уровень профессионального образования – аспирантура.
В пилотном проекте по переходу на новые уровни высшего образования будут участвовать шесть вузов: МАИ, МИСиС, Балтийский федеральный университет имени Канта, Московский педагогический госуниверситет, Санкт-Петербургский горный университет и Томский государственный университет. Все эти вузы являются участниками программы «Приоритет 2030».
Ректор МИСиС Алевтина Черникова пояснила, что при переходе на уровневую систему высшего образования важно, чтобы образовательные программы реализовывались с учетом многообразия задач и потребностей конкретных работодателей. По ее мнению, это расширит возможности для студентов и их востребованность на рынке труда.
Алевтина Черникова сообщила, что вузы уже сейчас разрабатывают программы с разными сроками обучения и разного уровня сложности. Это делается по запросам конкретных работодателей. Например, МИСиС реализовывал адресные программы подготовки длительностью 10-12 месяцев по заказу бизнес-партнеров, добавила она. По словам ректора, такие программы нужны для специалистов из смежных отраслей, которым нужно актуализировать или углубить свои знания. «Опыт университета показывает, что, в зависимости от отрасли и ожидаемых результатов, получить востребованные знания и навыки за один год вполне возможно», – заявила она.
Черникова отметила, что гибкий подход к реализации каждой образовательной программы и тесное взаимодействие с работодателями даст возможность вузам своевременно реагировать на вызовы, которые стоят перед отечественной экономикой, учитывать потребности рынка труда.
Ректор БФУ имени Канта Александр Федоров считает, что постепенный переход к трехступенчатой модели высшего образования является важным шагом к появлению более гибкой системы подготовки кадров, которая будет учитывать запросы работодателей, будет иметь разный уровень сложности и сочетать фундаментальную и прикладную подготовку. «Среди важных задач на первом этапе пилотного проекта — разработка компетентностной модели выпускника, определение оптимальных сроков обучения на каждом уровне, требований к абитуриентам», – приводит пресс-служба Минобрнауки слова Федорова. Он сообщил, что в 2023 году Балтийский федеральный университет выбрал три направления для апробации новой модели: химические науки, юриспруденция, образование и педагогические науки.
Ректор рассказал, что на базовом уровне планируется увеличить срок обучения до пяти лет, а по некоторым педагогическим программам – до шести, чтобы сбалансировать объем фундаментальной и практической подготовки. Что касается специализированного уровня (магистратуры), то обучение планируется либо один год для углубления профильной подготовки при наличии базового образования, либо два года для студентов непрофильных направлений, пояснил Александр Федоров.
Он отметил, что отдельным уровнем образования становится аспирантура. В БФУ имени Канта планируют на этом уровне профессионального образования выделить два трека — научный и преподавательский. На первом треке аспиранты будут проходить научно-исследовательскую практику в лабораториях и научных центрах. При этом объем практики будет увеличен за счет исключения части дисциплин из учебной нагрузки. Второй трек будет предназначен для аспирантов, которые ориентированы на преподавательскую карьеру.
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал, что в 2023/24 учебном году на первом этапе внедрения пилотного проекта Московский авиационный институт трансформирует программы в области авиационной и ракетно-космической техники на программы базового высшего образования. Срок обучения по ним будет 5,5 лет. По его словам, вуз находится в тесном взаимодействии с предприятиями аэрокосмической отрасли по формированию новой образовательной среды и подготовке кадров.
Ректор МПГУ Алексей Лубков считает, что указ о начале реализации пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования – это начало конкретной работы по созданию современной национальной системы высшего образования. Он отметил, что у аспирантуры, которая теперь выделена в особый уровень профессионального образования, главной задачей является подготовка диссертационных исследований.
Ректор пояснил, что с одной стороны, это возвращение к проверенной временем модели подготовки специалистов с пятилетним обучением и традиционным пониманием задач аспирантуры как формы последипломного образования. С другой стороны, в новой структуре высшего образования свое место займет магистратура как специализированная подготовка, добавил Лубков.
По его словам, достоинством новой структуры также является сохранение вариативности образовательных программ и расширение прав вузов по определению их содержания и сроков обучения. Ректор также уточнил, что указом президента предусмотрено сохранение всех социальных гарантий для выпускников и студентов.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский рассказал, что сроки обучения в рамках пилотного проекта будут зависеть от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы, для которой вузы будут готовить кадры. «Допустим, в логике Национальной системы квалификации, инженер-эксплуатационник – это специалист, профессиональная деятельность которого не слишком сложна и наукоемка, а по уровню ответственности он всего лишь «исполнитель», – пояснил ректор. В этом случае подготовка может соответствовать четырехлетнему сроку обучения на базовом уровне.
Но если в профессиональной деятельности начинает расти такой показатель, как «ответственность», то срок обучения тоже увеличивается и становится уже пятилетним, отметил Галажинский. Если же вместе с «ответственностью» еще растет и «наукоемкость», то срок обучения увеличивается до 6 лет, добавил он. «Соответственно, растет и уровень квалификации в целом», – уточнил ректор. По его словам, речь идет не о реформе, а о всестороннем формировании системы высшего образования, которая полностью ориентирована на национальные интересы страны.
Комментарии