В ноябре состоялось заседание Комиссии по рассмотрению замечаний и предложений, поступающих в ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», возглавляемой советником Президента Российской Федерации В.Яковлевым.
Участники заседания, среди которых были заместитель министра образования и науки Российской Федерации Игорь Реморенко, генеральный секретарь РСР Ольга Каширина, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина Виктор Блажеев, представили оценку третьей версии законопроекта, подготовленной по итогам двух этапов состоявшегося в текущем году общественного обсуждения документа.Накануне заседания комиссии президент РСР академик Виктор Садовничий указал, что Российский союз ректоров еще в 2006 году первым заговорил о необходимости формирования единого нормативно-правового документа, регулирующего деятельность в сфере образования, и сегодня ректорское сообщество осознает свою особую ответственность за глубокую профессиональную проработку обсуждаемого закона, поскольку он будет обеспечивать развитие отечественного образования на долгосрочную перспективу.На заседании «комиссии Яковлева» консолидированную позицию Союза ректоров по третьей версии законопроекта об образовании представила генеральный секретарь РСР Ольга Каширина. Она отметила, что большой интерес общества к новому закону содержит в себе уникальную возможность привлечения через правовые инструменты широкого числа общественных групп к процессам развития образования: «Образовательная сфера концентрирует на себе внимание различных слоев общества – молодежи, органов государственной власти, общественных организаций, бизнеса. Это означает, что закон об образовании должен не только содержать механизмы реализации интересов всех социальных групп, но, что более важно, мотивировать их к участию в развитии образования. Сегодня созданы уникальные возможности для объединения усилий профессионалов и общества, и закон должен это обеспечить».Согласно позиции РСР успешная реализация государственно-общественного партнерства в сфере образования может состояться только в случае сохранения в законе понимания образования как социальной системы, обеспечивающей реализацию конституционного права граждан на образование за счет средств государственного бюджета. В этой связи позиция РСР неизменна: новый закон должен конкретно и четко закреплять социальные обязательства государства в сфере образования.Члены ректорской корпорации отмечают, что в последней версии законопроекта прослеживается попытка продвижения по этому пути применительно лишь для регионального и муниципального уровней образования, тогда как на федеральном уровне конституционные гарантии декларируются при отсутствии механизмов социально-экономической ответственности государства.Примером такой правовой непоследовательности стало положение ст. 48 законопроекта, согласно которой экономические гарантии оплаты труда имеются у учителей и работников дошкольного образования, то есть на региональном и муниципальном уровнях, но ничего подобного не предусмотрено для работников федеральных государственных образовательных учреждений, то есть для вузов.По мнению деятелей высшей школы, нормативное закрепление социальных гарантий государства на федеральном уровне имеет особое значение для сохранения доступности образования в условиях невысокого платежеспособного спроса большей части граждан: по данным Росстата, 80% граждан нашей страны имеют ежемесячный доход не более 25 тысяч рублей, для этих людей государственные гарантии означают единственную возможность получить бесплатное качественное образование. Формируя новую правовую образовательную модель, важно накладывать ее на экономические и социальные реалии всей страны.В части отражения в законопроекте стимулов к участию общества в процессах развития образования, по мнению ректорского корпуса, особенно остро стоит вопрос расширения возможностей соучредительства для государственных и муниципальных образовательных учреждений. Деятельность вузов в регионах напрямую связана с решением региональных задач, в связи с чем региональная власть заинтересована и хочет участвовать в развитии вузов в оптимальных налоговых режимах. Члены РСР полагают, что возможность соучредительства повысит мотивацию региональных и муниципальных органов государственной власти к инвестированию в вузы – в научную инфраструктуру, общежития, внедренчество.В связи с возрастающей актуальностью научного взаимодействия вузов для развития технологий и обеспечения запросов экономики важным фактором, обусловливающим консолидацию усилий различных социальных групп в развитии образования, стало нормативно-правовое закрепление механизмов и условий сетевого взаимодействия вузов с академическими институтами и субъектами экономики. Ректорское сообщество отмечает некоторую положительную динамику законопроекта в этой части, однако указывает на необходимость более детальной проработанности в проекте закона положений, определяющих деятельность инновационных подразделений при вузах и их взаимодействие с предприятиями, бизнесом и научными организациями.Учитывая большое внимание к поддержке талантливых детей и молодежи, зафиксированной в государственных решениях самого высокого уровня, члены РСР отмечают необходимость усиления в проекте закона нормативно-правовой линии работы с талантами. Необходимо создавать условия для формирования индивидуальной образовательной траектории талантливых детей и их раскрытия в течение всей жизни начиная с дошкольного возраста до ступени студентов и молодых ученых. На уровне федерального закона необходимо закрепить правовые нормы, обеспечивающие связь дошкольных творческих конкурсов, школьных и студенческих олимпиад и послевузовских интеллектуальных соревнований. По мнению ректорского сообщества, это обеспечит максимальное благоприятствование талантливой молодежи в процессе обучения и укрепит единство образовательного пространства.Российский союз ректоров считает необходимым согласовать обсуждаемый закон об образовании с перспективами интеграции государств на евразийском пространстве. Формирование единого образовательного поля в рамках СНГ может стать важной частью общегосударственных усилий, а значит, закон об образовании должен содержать правовые механизмы расширения нашего образовательного пространства как способа расширения влияния страны в целом. Соответствующие положения закона должны быть согласованы с документами о таможенном и экономическом сотрудничестве стран СНГ.Генеральный секретарь РСР указала, что члены Союза ректоров намерены в ближайшее время провести детальное рассмотрение третьей версии законопроекта в вузовских коллективах, итоги которого будут представлены в комиссию, возглавляемую советником Президента Российской Федерации В.Яковлевым.
Комментарии