search
main
0

Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

Министерство образования Российской Федерации

Письмо
от 20 июня 2002 г. N29/2194-6

Направляем для использования в работе Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Одновременно разъясняем, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 Закона “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N12-ФЗ распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения и в соответствии с пунктом 4 статьи 55 указанного закона при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Надеемся, что предлагаемые Рекомендации могут оказать помощь при организации логопедической работы с обучающимися, воспитанниками специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Начальник Управления
специального образования
Т.ВОЛОСОВЕЦ

Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков – фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание.
Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.
Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем-логопедом, имеющим соответствующее образование.

Обследование речи обучающихся и отбор их для логопедических занятий

В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены).
Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года).
Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма.
Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности.
Например, нарушения произношения могут затрагивать только произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи. Другие компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются ненарушенными.
В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе с нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма.
И наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи, охватывающего фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны.
Логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности обучающегося.
Первичное обследование речи обучающихся может проводиться в классной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на несколько вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение или повторить за логопедом одну-две специально подобранные фразы. Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных учреждениях обучающихся проводится при помощи диктантов, тексты которых должны отвечать условиям логопедической проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.
Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, логопед отмечает в специальном журнале учета (приложение 1).
Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами.
Для обследования произношения могут применяться фонетические альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а проверяемые звуки предлагаются в разных положениях (в начале, середине, конце слова).
При изучении навыков звукового анализа проверяется умение обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.
Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (приложение 2).
Обследование речи обучающихся, занимавшихся у логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.
Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у ранее принятых обучающихся.
Основным критерием при зачислении на занятия являются характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся, недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими.
К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.
Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две-три недели учебного года.

Организация и проведение логопедических занятий

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2-4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20-45 минут.
Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.
Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов (например, 2-3-х классов). В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.
Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий – 2-4 обучающихся.
При необходимости логопед может производить перераспределение обучающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно объединить обучающихся в группы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы.
Логопедические занятия рекомендуется проводить в логопедическом кабинете. Для логопедического кабинета отводится изолированное помещение, оснащенное необходимым учебно-дидактическим материалом (приложение 3).
Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на занятия обучающихся. Ответственность за посещение обучающимися логопедических занятий возлагается на логопеда, учителя класса и руководителя учреждения.
Логопед ведет журнал учета посещаемости занятий, для которого может использоваться обычный классный журнал или журнал, изготовленный по типу классного журнала. По окончании учебного года логопед составляет отчет о проделанной работе (приложение 4).

Контакт логопеда с учителями, воспитателями, педагогом-психологом

Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.
Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося. В случае необходимости учитель и воспитатель должны создать, по рекомендациям логопеда, определенные условия для обучающегося (индивидуализация контрольных работ по родному языку в особо тяжелых случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся обучающихся и т.п.).
Для информации о состоянии произношения обучающихся, посещающих логопедические занятия, может использоваться таблица произношения, из которой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от обучающихся в произношении.
При завершении логопедических занятий с обучающимся логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время.
Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи, чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с обучающимися данного класса.
Логопед должен хорошо ориентироваться в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку и учитывать их в своей работе. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если логопед использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В первых и вторых классах логопед помогает учителям консультациями, соответствующей методической литературой в организации фронтальных уроков по развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках должно уделяться выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков. Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными принципами и приемами логопедической работы. Поэтому особенно важна помощь логопеда в случаях, когда учитель не имеет специального образования.
Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во время которого логопед проводит занятия как с отдельными обучающимися, так и с группами обучающихся (того или иного класса или с теми или иными недостатками речи), и детально разъясняет как демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные беседы, открытые занятия, сообщения на заседаниях методических объединений с демонстрацией магнитофонных записей речи обучающихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы.
Логопед должен помочь и воспитателям в организации речевой работы с обучающимися.
Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во все режимные моменты, воспитателю рекомендуется проводить так называемые “логопедические минутки”, составляемые логопедом в зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть широко включены речевые игры.
Воспитатель совместно с логопедом, поставив определенную цель (выработка темпа, четкости, выразительности в речи, закрепления словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие требования, используя эмоциональную заинтересованность детей в игре.
Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом-психологом, так как занятия педагога-психолога с обучающимися могут оказывать существенную помощь в формировании психологической базы речевой деятельности обучающихся.
В конце учебного года логопед может проводить речевой утренник, на котором обучающиеся, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал.
Рекомендуется практиковать выступления логопеда на педагогических советах с целью пропаганды логопедических знаний среди учителей.

Контакт логопеда с врачом

Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед должен быть знаком с данными медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному нарушению.

Связь логопеда с родителями

Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом.

Документация логопеда

В начале учебного года логопед планирует работу на год, вводя в план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам, которые указаны в отчете за год).
На основании материалов обследования обучающихся логопед составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В плане для группы отмечается: состав обучающихся с краткой характеристикой имеющихся нарушений речи, основная последовательность работы и ориентировочные сроки, учебно-наглядные пособия.
Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных занятий.
Логопед ведет журнал учета обучающихся с недостатками речи, журнал учета посещаемости; заполняет на обучающихся, принятых на логопедические занятия, речевую карту.
В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.

Приложение 1

Примерная форма журнала учета обучающихся с недостатками речи

Приложение 2
Речевая карта
(заполняется на каждого обучающегося)

1. Фамилия, имя.
2. Возраст.
3. Класс.
4. Жалобы учителя или родителей.
5. Краткая характеристика обучающегося по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, отношение обучающегося к своему речевому нарушению).
6. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
7. Данные о ходе развития речи.
8. Состояние слуха, зрения.
9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).
10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельной речи):
а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь в пределах обихода, шире и т.д.; правильно ли используются слова по назначению, какие имеются замены слов; какие части речи преимущественно употребляются);
б) грамматический строй (указать возможности формообразования, построения предложений, типы употребляемых предложений);
в) произношение и различение звуков: 1) произношение звуков (отсутствие, замена, искажение отдельных звуков); 2) различение звуков на слух; 3) произношение слов с различным слоговым составом;
г) темп и плавность.
11. Понимание речи.
12. Письмо (образцы диктантов первичного обследования, а у обучающихся, имевших недостатки письма, и при завершении логопедической работы):
а) успеваемость по письму к моменту поступления на логопедические занятия;
б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов;
в) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв.
13. Чтение: а) успеваемость по чтению в начале логопедических занятий; б) характеристика овладения техникой чтения; в) ошибки при чтении; г) понимание прочитанного.
14. Заключение логопеда.
В конце учебного года к речевой карте прилагается описание результатов работы с обучающимся за истекший учебный год.

Приложение 3
Примерный список оборудования логопедического кабинета

N п/п Наименование оборудования
1. Парты
2. Стол канцелярский
3. Стул
4. Шкаф для пособий
5. Классная доска
6. Настенное зеркало для логопедических занятий 50 х 100
7. Настольное зеркало размером 60 х 80
8. Зеркало для индивидуальной работы 9 х 12 (10 шт.)
9. Стенные часы
10. Настольная лампа
11. Халат
12. Магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер (в зависимости от возможностей образовательного учреждения)
13. Умывальник, мыло, полотенце
14. Логопедические зонды, шпатели, спирт, вата*
15. Разрезные азбуки и кассы к ним
16. Альбом с картинками для исследования произношения звуков
17. Наборы картинок, картинное лото, предназначенные для работы над речевым материалом на различные группы звуков
18. Книги-пособия с речевым материалом для закрепления произношения разных звуков
19. Наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные, серийные картинки и т.д.)
20. Настольные игры (различные лото, кубики, мозаика, специальные лото и др.) и игрушки (мебель, посуда, животные, птицы; игрушки, предназначенные для развития дыхания и т.д.)
21. Учебники по русскому (родному) языку, книги с материалом для чтения, рассчитанные на обучающихся разных классов учреждения, методические и учебные пособия
Примечание: Над стенным зеркалом должно быть электрическое освещение.
____________
* Логопедические зонды и шпатели должны быть индивидуальными. При невозможности иметь индивидуальные зонды логопед должен иметь возможность подвергать зонды кипячению после каждого использования.

Приложение 4
Схема отчета о работе логопеда за год*

1. Фамилия, имя, отчество.
2. Наименование учреждения.
3. Общее количество обучающихся, страдающих недостатками речи по учреждению (с указанием дефекта).
4. Количество обучающихся, принятых в истекшем учебном году на логопедические занятия (с указанием дефекта).
5. Количество обучающихся, поставленных на очередь.
6. Количество обучающихся, выпущенных с хорошей речью.
7. Количество обучающихся, оставленных для продолжения занятий (указать, сколько из них получили улучшения в речи и в чем они выражаются).
8. Работа логопеда с учителями, воспитателями, родителями.
9. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, занятий при методическом кабинете и др.).

____________
* Данная схема является примерной.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте