search
main
0

Рекомендации о расходовании средств федерального бюджета, направленных на государственную поддержку общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы

Направления расходования средств, полученных в качестве государственной поддержки из федерального бюджета

Порядком и критериями конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 марта 2006 г. №46, четко устанавливается, что средства, полученные победителями конкурса в качестве государственной поддержки, расходуются на обеспечение реализации инновационных образовательных программ в части приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы и повышения квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений.

В связи с этим недопустимо использовать полученные средства на расходы:

а) приобретение оборудования и товаров, прямо не связанных с учебным процессом. К таким товарам относятся, например, оборудование медицинских кабинетов, столовых, гардеробов, туалетов, приобретение тракторов, посадочного материала для школьного приусадебного участка с целью обеспечения школьной столовой овощами, строительство животноводческих помещений;

б) организацию факультативных занятий в части оплаты труда педагогических и иных работников общеобразовательных учреждений;

в) повышение квалификации и переподготовку административных и иных (не относящихся к педагогическим) работников (бухгалтеров, библиотекарей, инженерных работников, секретарей-делопроизводителей).

Правовое регулирование закупок товаров, работ и услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями

Государственные общеобразовательные учреждения субъекта Российской Федерации и муниципальные общеобразовательные учреждения – победители конкурса являются бюджетными учреждениями, и на них распространяется особый порядок расходования средств, полученных в качестве государственной поддержки из федерального бюджета.

Правовое регулирование осуществления бюджетными учреждениями приобретения товаров, заключения договоров на выполнение работ и оказание услуг регулируется прежде всего Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ (далее – Федеральный закон №94-ФЗ), а также Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Федеральным законом №94-ФЗ устанавливается особый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, который применяется во всех случаях, за исключением, когда товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. В настоящее время таким предельным размером является 60000 рублей1.

Порядок приобретения товаров, работ и услуг на сумму до 60000 рублей

Приобретение товаров, работ или услуг на сумму до 60000 рублей осуществляется на основании заключенных сторонами в письменной форме договоров путем составления единого документа, подписываемого сторонами, либо путем обмена письмами, выставления счета на оплату и т.п. Количество заключаемых бюджетными учреждениями договоров на приобретение товаров, работ или услуг на суммы до 60000 рублей федеральным законодательством не ограничено и не может быть ограничено на региональном или муниципальном уровне.

Приобретение товаров, работ и услуг на суммы, превышающие 60000 рублей

Во всех случаях приобретения товаров, услуг или работ на сумму свыше 60 000 рублей необходимо использовать специальные способы размещения заказов, предусмотренные Федеральным законом № 94-ФЗ. Согласно ст. 4 Федерального закона №94-ФЗ бюджетные учреждения как получатели бюджетных средств могут выступать в качестве государственных или муниципальных заказчиков только в случае, если они на это уполномочены соответствующими органами: для государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ – органами государственной власти субъектов РФ, для муниципальных общеобразовательных учреждений – органами местного самоуправления.

На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона №94-ФЗ в настоящее время повсеместно в субъектах РФ и муниципалитетах создаются специальные уполномоченные органы, осуществляющие функции по размещению заказов. В таком случае именно указанные уполномоченные органы проводят конкурсные и иные специальные процедуры размещения заказов, в том числе создают конкурсные комиссии, а общеобразовательные учреждения, выступая в качестве государственных или муниципальных заказчиков, подписывают государственные или муниципальные контракты. На региональном уровне (для государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ) и муниципальном уровне (для муниципальных общеобразовательных учреждений) должны быть приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок взаимодействия уполномоченного органа и общеобразовательных учреждений, выступающих в качестве муниципальных заказчиков. Общеобразовательным учреждениям – победителям конкурсов следует познакомиться с порядком формирования и размещения государственного (муниципального) заказа, действующего в отношении данного государственного или муниципального общеобразовательного учреждения.

Способы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на суммы, превышающие 60000 рублей

Согласно статьям 7 и 10 Федерального закона №94-ФЗ размещение заказа уполномоченным органом (либо при предоставлении соответствующего полномочия – самими общеобразовательными учреждениями) может осуществляться путем проведения конкурса, аукциона, а также путем запроса котировок цен на товары, работы, услуги. Для этого создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия, либо одна общая комиссия.

Число членов комиссии должно быть не менее чем пять человек. Федеральный закон № 94-ФЗ не устанавливает требований к образованию и квалификации членов комиссии. Единственным ограничением является личная заинтересованность членов комиссии в результатах ее работы. Так, не могут быть членами комиссии физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или заявки на участие в запросе котировок либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников размещения заказа. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа.

Для приобретения товаров, услуг и работ общеобразовательными учреждениями – победителями конкурса будут применяться в основном два варианта размещения заказа: путем проведения конкурса и путем запроса котировок. Размещение заказа путем проведения конкурса допускается на любую сумму, путем запроса котировок – на сумму до 250000 рублей. Процедура размещения заказа путем проведения конкурса достаточно сложна и урегулирована гл. 2 (статьи 20 – 31) Федерального закона №94-ФЗ, а процедура запроса котировок – гл. 4 (статьи 42 – 47).

Согласно п. 3 ст. 42 заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг для государственных нужд или муниципальных нужд на сумму более чем 250 000 рублей, подлежащую уплате в течение квартала. В соответствии с п. 2 ст. 192 Гражданского кодекса Российской Федерации квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года. Таким образом, нельзя купить путем запроса котировок у одного или нескольких поставщиков в течение квартала несколько комплектов кабинетов физики общей стоимостью более 250000 рублей. Данное правило не распространяется на приобретение товаров у одного или разных поставщиков на сумму до 60000 рублей по каждому договору.

Для размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг общеобразовательное учреждение предоставляет в уполномоченный орган заявку, которая включает в себя наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование и объем выполняемых работ, оказываемых услуг, место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг, сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг, расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также максимальную цену контракта. В соответствии с этим уполномоченный орган подготавливает необходимую документацию и проводит конкурс или запрос котировок.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут уполномочить общеобразовательные учреждения самостоятельно выступать в качестве государственных (муниципальных) заказчиков в части расходования средств, полученных в качестве государственной поддержки по конкурсу. Например, можно предоставить такое полномочие в части осуществления закупок товаров, услуг и работ путем запроса котировок цен, поскольку такая процедура организационно более проста, чем проведение конкурса, и может быть осуществлена образовательным учреждением самостоятельно. Для предоставления такого полномочия необходимо принять соответствующий нормативный правовой акт либо внести изменения в действующий акт, регулирующий вопросы размещения заказов при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд.

В таком случае администрация образовательного учреждения формирует котировочную комиссию (порядок ее создания указан выше), подготавливает и размещает на специальном официальном сайте извещение о проведении запроса котировок (в соответствии с требованиями статей 43 и 45 Федерального закона № 94-ФЗ), а также рассматривает и оценивает поданные заинтересованными организациями-поставщиками котировочные заявки (ст. 47 Федерального закона №94-ФЗ). Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

По результатам запроса котировок общеобразовательное учреждение заключает с организацией (предпринимателем без образования юридического лица), признанной победителем, государственный или муниципальный контракт.

Рекомендации по использованию потенциала победителей конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы

Поскольку основная цель приоритетного национального проекта «Образование» (далее – ПНПО) – обеспечение системного развития образования, необходимо использовать инновационный потенциал образовательных учреждений – победителей конкурса, а также опыт их успешного участия в конкурсных процедурах в целях стимулирования системных и институциональных изменений в системе общего образования.

Для этого необходима согласованная работа на всех уровнях управления системой образования – федеральном, региональном и муниципальном – по последующим направлениям:

– включение руководителей общеобразовательных учреждений – победителей конкурса в состав коллегиальных структур, создаваемых при государственных и муниципальных органах власти;

– широкое привлечение руководителей общеобразовательных учреждений – победителей конкурса к процедурам оценки качества образования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальном уровне;

– привлечение представителей общеобразовательных учреждений – победителей конкурса к профессиональной экспертизе инновационных продуктов;

– организация тьюторской поддержки школ, принявших решение об участии в конкурсе, а также осваивающих инновационный опыт победителей конкурса ПНПО, силами общеобразовательных учреждений – победителей конкурса;

– привлечение представителей общеобразовательных учреждений – победителей конкурса к проведению процедур аттестации государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В целях стимулирования дальнейшего развития общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы на региональном и муниципальном уровнях, необходимо:

– оказывать содействие инновационным общеобразовательным учреждениям в описании, обобщении и распространении инновационных методик, технологий, моделей, механизмов, образцов проектного менеджмента и организационной культуры; в издании информационных и методических материалов;

– предоставлять инновационным общеобразовательным учреждениям целевые гранты для поддержки отдельных приоритетных для регионов и муниципалитетов инноваций;

– организовать деятельность по формированию и обучению управленческих команд в школах, осваивающих инновационный опыт;

– обеспечить учет результатов конкурса при проведении аттестации образовательных учреждений, внеся при этом необходимые поправки в региональную нормативную правовую базу;

– инициировать создание Ассоциации школ – победителей конкурса; тематических клубов, лабораторий инновационного опыта; проведение региональных, межрегиональных семинаров и совещаний по обмену опытом инновационной деятельности;

– организовать широкое информирование в средствах массовой информации о результатах конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; о ходе и результатах распространения их опыта в регионах и муниципалитетах; о достигнутых полезных образовательных и социальных эффектах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте