search
main
0

Рейтинг вышел на проектную мощность . Кто не согласен?

В городе Мончегорске Мурманской области апробируется рейтинговая система оценки образовательных учреждений. Рейтинг, конечно, понятие неновое, и в России существуют такие системы, удобные как для управленцев, так и для самих школ. Чем отличается мончегорская модель и как, собственно, рейтинг помогает реализовать новую систему оплаты труда, рассказывает начальник городского Управления образования, кандидат педагогических наук Александр Игоревич АРХИПОВ.

Рейтинговая система стала одной из составляющих муниципальной системы оценки качества образования. В ее структуру входят ежегодный мониторинг качества обученности учеников, анализ развития кадрового потенциала и диагностические исследования. Понятно, что изучать динамику изменения результатов учебной деятельности школьников недостаточно для объективной оценки эффективности работы школ. Поэтому и была разработана рейтинговая система. Ее основная цель – исследовать в динамике изменения в деятельности каждого образовательного учреждения и в соответствии с этим принимать управленческие решения.

С 2006 года в качестве эксперимента проводилась работа по внедрению рейтинговой системы, а с 2007-го система вошла в штатный режим. Она включает в себя четыре блока. Первый определяет качество обученности, учитывая, например, итоговую аттестацию выпускников. Второй оценивает эффективность воспитательной работы, в частности, наличие целевых воспитательных программ, охват учеников дополнительным образованием. Третий блок рассматривает эффективность управленческой деятельности, в том числе квалификацию педагогов, материально-техническую оснащенность школы. Четвертый изучает уровень обеспечения общеобразовательного учреждения – наличие общественных органов управления, привлечение внебюджетных средств и так далее.

– Александр Игоревич, как собираются данные для рейтинга?

– Разработана компьютерная программа. В нее заносятся данные информационных листов, которые заполняются непосредственно образовательным учреждением, и компьютер выдает результат рейтинга. Конечно, это напрямую влияет на шкалу рейтинга образовательных учреждений в целом. Технологию ведения рейтингового оценочного листа разработали муниципальная методическая служба и городской методический совет.

Учитывается и мнение общественных органов управления: муниципального совета по образованию, попечительских советов, родительских комитетов. Данные рейтинга прозрачны, они представляются на официальном сайте Управления образования и, конечно, включаются в ежегодный публичный доклад управления.

Разработан нормативный акт, описывающий муниципальную систему оценки качества, баллы и критерии, которые берутся за основу. С этим документом ознакомлены все образовательные учреждения. Когда мы в первый раз опубликовали оценочные листы, у директоров школ были замечания, дескать, документ вышел слишком глобальный. Но я считаю, что это правильно, потому что наша сфера своеобразна и нужно учесть все моменты. В информационной карте 46 пунктов по всем областям направлений деятельности образовательных учреждений, начиная от организации образовательного процесса и заканчивая вопросами охраны труда и правонарушениями учеников. Учитывается практически все! Эти 46 пунктов имеют подпункты, и в общей сложности карта определяет более сотни различных аспектов деятельности школ. Такова наша идея. Я не говорю, что это идеальная система, она каждый год дорабатывается. Мы находимся в стадии поиска, но то, что рейтинг уже дает ощутимые результаты, это факт.

– Директора школ отмечают, что рейтинговая система оказалась для них большим подспорьем в условиях НСОТ.

– Вначале некоторые руководители школ отнеслись к системе оценки качества образования негативно, потому что понимали: система покажет, кто есть кто. Но со временем все убедились в том, что рейтинг нужен в первую очередь как раз руководителю, чтобы он мог оценить место своего учреждения в образовательной системе города и определить свои проблемы.

С переходом на новую систему оплаты труда у нас возникла идея разработать и включить в рейтинг еще один блок – блок деятельности предметников, потому что определение результативности работы учителей – реальная проблема многих директоров. При НСОТ рейтинг становится инструментом, который помогает директору школы ориентироваться, насколько профессионально и качественно работают его педагоги. Новый блок детализирован до такой степени, что грамотный руководитель просто берет эти параметры и оценивает работу учителя. Таким образом, мы, по сути, разработали универсальный инструмент, который может приниматься как муниципальным органом управления образованием, так и образовательным учреждением.

Для органов управления образованием рейтинг – способ определения проблемных точек конкретного образовательного учреждения. Это может быть, например, проблема предпрофильного и профильного образования или вопрос создания ресурсных центров. Или вот такая проблема – нерациональное использование муниципального норматива на содержание образовательного учреждения. Предположим, мы определили, что этих денег не хватает учреждениям на определенном промежутке времени. Значит, требуется изменение размера или подхода к содержанию образовательных учреждений со стороны муниципалитета. Словом, рейтинг – это сигнал для принятия решений. Нам не нужно собирать какие-то дополнительные данные, мы всегда имеем их под рукой.

Хочу сказать, что рейтинговая шкала помогает и при отборе педагогов на президентские гранты. Наряду с этим мы ввели свои муниципальные гранты и гранты Кольской горно-металлургической компании.

Коллеги из области приезжают к нам изучать нашу систему оценки качества. Наверное, есть у кого-то подобные подходы, но то, что мы создали, я считаю в какой-то степени уникальным. Мы к этому очень долго шли, искали, анализировали, знакомились с различными программами. Сейчас рейтинговая система охватывает только общеобразовательные учреждения города, но в ближайшем времени мы планируем разрабатывать новые оценочные карты и для учреждений дошкольного и дополнительного образования.

– Александр Игоревич, что бы вы посоветовали руководителям муниципальных или областных органов управления образованием, которые хотели бы ввести у себя рейтинговую систему?

– Первое – обязательно провести работу по пропаганде идеи. Найти единомышленников среди руководителей школ. Ведь заранее понятно, что не все будут рады увидеть то, что вскроет этот рейтинг. Второе – четко подойти к определению критериев, что именно будет браться за основу. Определить индикаторы. Конечно, нужно учитывать социальные, экономические условия развития города, района, потому что от этого тоже очень многое зависит. И обязательно учесть типы и виды учреждений, которые находятся в образовательном пространстве конкретного муниципалитета. Есть определенные традиции, которые не стоит переворачивать. Это справедливо и для нашего города Мончегорска – он не так молод и не так стар – ему 75 лет. Что может стать показателем готовности учителей к переменам? Наверное, развитие инновационной деятельности – насколько руководители образовательных учреждений и учителя готовы к новациям, настолько правильно они могут понять идею новой школы и свое место в ней.

Прозрачность и открытость должны способствовать внедрению идеи. У нас итоги рейтинга подводятся дважды – раз в полугодие и раз в год. К информированию горожан мы подключаем городскую газету и телевидение, об итогах рейтинга, без преувеличения, знает весь город. И на августовском совещании, где подводятся итоги предыдущего учебного года, и на ежемесячных совещаниях руководителей образовательных учреждений всегда обращается внимание на рейтинг. На начальном этапе у руководителей, как я уже говорил, проявлялись настороженность, несогласие с цифрами. Но директора со временем меняют отношение к системе. Особенно если с определенных ступенек поднимаются выше по отдельным направлениям и с радостью отмечают, что совершили прорыв. С рейтингом ведь особенно не поспоришь, его итоги подводит бесстрастная компьютерная программа. Она лишь отражает действительность.

Светлана ПОТАПОВА, Мончегорск, Мурманская область

Кстати

В Минобрнауки России считают, что составлять рейтинг образовательных учреждений в целом по стране нецелесообразно – слишком различны географические и экономические условия, в которых они работают. В то же время в министерстве полагают, что рейтинги региональных и муниципальных систем образования, отражающие эффективность деятельности учебных заведений, были бы полезны для управленцев, школ и общества. А вот в Великобритании рейтинг образовательных учреждений страны публикуется ежегодно. Три года назад его итоги вызвали национальный скандал. Первые места в рейтинге неожиданно заняли не частные платные школы, а государственные, и совет независимых частных школ обвинил правительство Великобритании в том, что оно изменило систему подсчета баллов. Действительно, приоритеты рейтинга были изменены таким образом, что уроки профориентации и практической деятельности – кулинария, вырезание из картона – были поставлены выше, чем преподавание академических предметов. Государственный департамент по образованию и профессиональной подготовке ответил совету, что «мир меняется, а совет отстал от новых веяний».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте