25 октября 2005 года Президент России Владимир Путин собрал на очередное заседание президентский Совет по науке, технологиям и образованию. На этот раз в работе Совета приняли участие и его новые члены, причем каждый известен стране как последовательный сторонник развития российского образования и стойкий боец за интересы как профессионального сообщества, так и в целом общества. С ними-то и намеревался Путин обсудить актуальнейшие проблемы реформирования в образовательной сфере.
Лично президента, как выяснилось из его вступительного слова, не устраивает медленный ход модернизации, неоправданное повышение платы за образовательные услуги в высшей школе, отсутствие внятной кадровой политики в отрасли и многое другое, о чем, как оказалось, Владимир Путин осведомлен.
До заседания рабочая группа подготовила документы, иллюстрирующие ситуацию в системе образования. Накануне состоялась предварительная встреча членов президиума Совета, на которой было четко определено, кто и о чем будет говорить. Предполагалось, что выступить смогут немногие – таков жесткий регламент. Договорились так: Виктор Садовничий говорит о высшей школе, Виктор Матросов – о высшем педагогическом образовании, Александр Чубарьян – о воспитании и учебниках, Алла Курбатова – о проблемах среднего образования, Владимир Зернов – о негосударственной школе. Но ожидания участников не оправдались: регламент практически не соблюдался, выступил каждый желающий.
Первой слово взяла заместитель председателя Совета ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Людмила Вербицкая. Как призналась сама Людмила Алексеевна, она переделывала свой доклад чуть ли не 20 раз – все казалось, что упущено главное. Но о главном – о низкой зарплате педагогов, о качестве преподавания, которое нужно повышать, о немыслимом количестве негосударственных вузов и филиалов, о некачественных контрольно-измерительных материалах ЕГЭ и о несоблюдаемом режиме секретности при его проведении – Людмила Алексеевна сказала. По общему мнению коллег, доклад Вербицкой удался. Следующей выступала Алла Курбатова, директор подмосковной гимназии «Дмитров». Ее речь была воспринята неоднозначно: Алла Викторовна пыталась доказать, что никакой перегрузки у школьников нет и что они могут, как за границей, выдержать даже по 10 пятидесятиминутных уроков в день. Выступление ректора МПГУ Виктора Матросова было взвешенным и осторожным. Он напомнил президенту о давнем визите в МПГУ, о том, что в Москве профессор получает 6900 рублей, а учитель – минимум 8 тысяч, что материальная база педвузов много хуже, чем в тех школах, куда идут работать их выпускники. Вслед за этим слово взял президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, поинтересовавшийся: если Людмила Алексеевна вскрыла в первой части своего доклада практически все проблемы образования на нынешнем этапе, если другие обозначили все недостатки, то не стоит ли поговорить о том, что будет дальше и что нужно делать. В ответ все дружно подняли руки – захотели выступить, но Путин, выхватив из ряда сидящих за столом знакомое ему лицо Любови Кезиной, – как-никак дважды вручал ей ордена, потом и Госпремию – предложил ей выступить, хотя изначально договоренности об этом на президиуме Совета не было. Кезина говорила о том, что ей хорошо известно и что ее тревожит больше всего в последнее время – о дошкольном образовании. Повторив в общих чертах свое выступление на недавней коллегии Минобрнауки РФ, Любовь Петровна напомнила Путину сказанные им же несколько лет назад слова о необходимости возвращения школ с муниципального на региональный уровень. Точно так же, заметила Кезина, сегодня нужно вернуть на региональный уровень и детские сады, а государство – в дошкольное образование. После этих слов Любовь Петровна неожиданно для всех прочитала письмо воспитательницы казанского детского сада. Воспитательница любит свою работу, занимается ею по призванию, но, отработав почти 30 лет, она получает зарплату 2834 рубля, а ее помощница – 1300 рублей, причем перспектив повышения никаких. «Нужно приравнять «дошкольников» по зарплате к учителям, – предложила Кезина, – а кроме того, подумать о сохранении здоровья детей, которые приходят в школу сплошь больными: по два-три серьезных заболевания практически у каждого малыша».
Путин слушал внимательно, а когда по его предложению министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко ответил на вопросы, поставленные присутствующими, Владимир Владимирович вернул его к важной теме: «А про детский сад вы ничего не сказали!» Министр тут же ответил, что полностью согласен с позицией руководителя московского Департамента образования. Виктор Демин, президент Союза директоров СПО, посетовав, что проблемы высшего и школьного образования затмили проблемы среднего профессионального, предложил принять закон о профессиональном образовании – своего рода Образовательный кодекс.
Совещание президентского совета не было формальным разговором – это отметили все участники. Им понравилось то, что, собрав Совет для обсуждения темы национальных проектов в образовании, президент не ограничил ход дискуссии только этими рамками, всех слушал и услышал. Завершая встречу, Владимир Владимирович сказал, что предложенные им меры по поддержке образования, по сути, не национальные проекты, а те первоочередные меры, которые должно предпринять Правительство РФ. «Все, о чем мы говорили сегодня, – подчеркнул президент, – должно быть реализовано вслед за этим». Отметив, что учитель – главное действующее лицо в реформировании образования, Владимир Путин вспомнил о недавней встрече с лидерами профсоюзов и призвал членов Совета вносить свои предложения, которые помогут улучшить жизнь и работу учительства.
Комментарии