Процессы обновления, которые сегодня охватили все сферы жизни и деятельности людей, ориентированы прежде всего на повышение качества жизни. При этом особое значение приобретают проблемы, связанные с развитием детей, качества результатов их образования, готовности к продолжению обучения и самообразованию. Личностная успешность школьника в современном обществе, заявленная в программе на 2012-2016 годы как цель развития столичного образования, может быть достигнута при условии сформированности именно этих универсальных способностей.
В быстроменяющемся, технологически развитом обществе востребованы люди, способные к изменениям, готовые обучаться новым знаниям, работать в команде, ориентированные на развитие и саморазвитие. Мы убеждены, что любой ребенок, который приходит в школу, может и должен получать качественное образование, чтобы стать конкурентным, успешным, оставаясь здоровым и позитивным. В нашей школе созданы условия для развития качественной образовательной среды, качественных процессов и результатов обучения каждого ученика. Вместе с тем мы понимаем, что в период формирования образовательных комплексов проблемы обеспечения качества образования, соответствующего требованиям новых федеральных стандартов, приобретают особое значение. Именно в условиях больших образовательных организаций появляется дополнительный ресурс для развития образовательной среды, расширения спектра образовательных услуг, возможностей личностно ориентированного образования, формирования компетенций, необходимых для осознанного выбора профессии, будущего профессионального образования. В то же время появляются новые риски, прежде всего психологического характера, связанные с объединением разных коллективов взрослых и детей, управленческого с появлением новых задач, формированием миссии организации. Мы исходим из того, что каждое учреждение, входящее в образовательный комплекс, уникально, считаем, что все лучшее надо сохранить, но развиваться на новом уровне за счет постановки и решения новых задач и современных проектов. Для этого у нас есть все возможности и колоссальные ресурсы, главное – научиться ими грамотно управлять. Именно поэтому в мае 2013 года при поддержке Северного окружного управления образования мы обратились в МЦКО с просьбой рассмотреть возможность реализации совместного проекта «Модель управления качеством образования (на примере образовательного комплекса района Ховрино, включающего Центр образования №1474, школы №1338, 425, 2020, ДОУ №2230, 2743, 2528, 583, 2574)».Управлять таким многофункциональным учреждением, как наше, можно, только используя новые инструменты управления. Для нас это стало возможным на основе работы в информационно-аналитической системе МРКО. В ходе реализации проекта мы планировали рассмотреть такие важные для нас вопросы, как:- самооценка системы качества образовательных учреждений, входящих в образовательный комплекс, для выявления сильных и слабых позиций и их учета в построении модели системы качества комплекса;- подготовка рекомендаций для проектирования модели системы качества комплекса на основе анализа результатов самооценки;- описание показателей типовой модели системы качества образовательного комплекса;- структура, содержание внутришкольного контроля в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;- мониторинг качества образования в образовательном комплексе.Мы приняли участие в мониторинговом исследовании по управлению системой качества образования, проводимом Московским центром качества образования, совместно с МЦКО проанализировали проблемы и причины, их породившие, определили цели и стратегии, наметили подходы к программе развития, новые функции и структуры.В содержание мониторингового исследования входили составляющие системы качества образовательных учреждений:- политика в области качества образования;- ресурсы, обеспечивающие качество;- экспертиза, диагностика, оценка качества образования;- предупреждающие и корректирующие мероприятия;- мониторинговые операции качества образования;- информационное обеспечение управленческих решений по вопросам качества образования.На основе SWOT-анализа мы определили сильные и слабые стороны, возможности и риски. Результаты, полученные в ходе мониторинга, будут использованы для совершенствования управления системой качества образования и разработки модели управления системой качества образования нашего образовательного комплекса.Базы данных, инструменты, сервисы МРКО позволили работать над формированием стратегической модели образовательного комплекса на основе внутренней и внешней экспертной оценки.Не менее важной оказалась возможность осуществления внутренней оценки образовательного учреждения с помощью инструментов МРКО, которую мы в течение всего учебного года проводим уже самостоятельно, для того чтобы контролировать образовательный процесс и принимать управленческие решения, основанные на объективных результатах.Применительно к школе это тестирование, различные контрольные и проверочные работы, срезы знаний, в том числе дистанционные (в режиме онлайн).Применительно к дошкольной ступени (детскому саду) – длительное наблюдение за процессом развития ребенка, ежегодный мониторинг. В ходе мониторинга в МРКО фиксируют все результаты ребенка, которые автоматически обрабатывает система, выстраивая динамику развития индивидуальных образовательных достижений, индивидуальный образовательный маршрут учащегося.При этом ни администрация, ни педагоги не испытывали дополнительных нагрузок, не готовили документы, справки и отчеты. Все материалы использовались на основе автоматизированной системы данных МРКО и предоставлялись школе в виде аналитических материалов, удобных для работы и принятия взвешенных управленческих решений.Наш комплекс один из самых больших в Москве. В его составе четыре школы и три детских сада, новостройка, которая войдет в строй уже в текущем учебном году. У нас дружная команда управленцев и амбициозные планы по развитию конкурентного, востребованного у родителей и обучающихся образовательного учреждения. Мы формируем единую политику образовательных учреждений в области качества образования, аналитические материалы, полученные от МЦКО, стали важным подспорьем в нашей работе.Мы анализировали задачи программ развития и образовательных программ школ, публичные отчеты руководителей, учебные планы и рабочие программы, локальные акты учреждений, размещенные в базах данных МРКО, задачи, направленные на развитие качества процессов образования, развитие условий качества образования, качества образовательных результатов. Среди основных вопросов аналитических материалов – обновление содержания образования в связи с введением ФГОС, создание внутришкольной системы управления качеством образования, сочетающей внешнюю и внутреннюю оценку: самооценку, общественно-профессиональную экспертизу, добровольную систему сертификации и другие современные формы оценки качества, работу с мотивированными и одаренными детьми, предпрофильное и профильное обучение, развитие партнерских связей, государственно-общественного управления, интеграцию основного и дополнительного образования.Среди задач, направленных на развитие условий качества образования, были: создание внутренней структуры инновационной деятельности школ, воспитательного потенциала, в том числе путем формирования и развития детско-взрослой образовательной общности, развитие учительского потенциала, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, модернизация государственно-общественного управления школой, формирование современной школьной инфраструктуры, включая информатизацию образовательных и управленческих процессов.Среди задач, направленных на развитие качества результатов, особенно важными для нас были аналитические материалы по обеспечению высокой рейтинговой оценки профессиональной деятельности школы в системе образования города по итогам аттестации, по развитию детской одаренности и организации работы с мотивированными детьми, проведению общественной экспертизы.В нашем учреждении идет работа, направленная на развитие профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающей реализацию современных требований к качеству образования. Однако некоторые проблемы оставались вне поля зрения администрации, на что обратили внимание эксперты МЦКО при посещении уроков учителей: это недостаточное владение приемами и методами при проектировании урока с позиции системно-деятельностного подхода, технологий, развивающих проектные и рефлексивные профессиональные умения, на умение подобрать для урока задания, направленные на развитие универсальных учебных действий, сценирование ситуаций, способствующих личностному развитию учащихся, метапредметных способов действий, ИКТ-компетентности учащихся.Анализируя затруднения, которые испытывали учителя при реализации ФГОС в начальной школе, совместно с МЦКО мы запланировали систему семинаров, мастер-классов, стажировочных площадок не только для учителей начальной школы, но и для тех, кто работает в средней и старшей ступенях.Глубокий анализ результатов работы каждого учителя с учетом мнения родителей и пожеланий самого педагога помог выстроить адресную систему повышения квалификации учителей в условиях работы образовательного комплекса. Тем более что новые возможности организации повышения профессионализма работников решаются на месте коллегиально и открыто.Не менее важно для нас и обучение администрации образовательного комплекса. Мы понимаем, что современной школе нужен руководитель с современным системным стратегическим мышлением, перспективным видением путей развития образовательного учреждения, пониманием миссии именно нашего образовательного комплекса. Нам нужно учиться использованию проектных технологий, принятию управленческих решений на основе планирования по целям, повышать ИКТ-компетентность, учиться системно мыслить. Команда управленцев нашего комплекса к этому готова и уже включилась в анализ конкретных проблем и путей их решения.В этом учебном году мы планируем провести повышение квалификации всех заместителей директора школы, руководителей структурных подразделений по теме «Система менеджмента в современной школе» на базе МЦКО.Уже первый этап нашего сотрудничества с МЦКО по созданию модели управления качеством образования в образовательном комплексе показал, что использование ресурсов центра в плане профессиональной экспертизы системы качества в наших образовательных учреждениях позволил нашим сотрудникам внести существенные коррективы в механизмы управления качеством образования как на уровне образовательной деятельности педагогов, так и на уровне управленческой деятельности администрации, расширить видение перспектив развития комплекса и определить направления деятельности по построению системы качества, соответствующей стратегии и задачам комплекса.Ирина КУРЧАТКИНА, и. о. директора школы №1474
Комментарии