В марте 2009 года по инициативе профсоюза состоялся Всероссийский форум работников дошкольного образования, решения которого были направлены в федеральные органы исполнительной власти. Делегаты форума просили его организаторов, в том числе и Минобрнауки России, очень серьезно отнестись к нормативно-правовой базе, которая регулирует деятельность системы дошкольного образования, к совершенствованию ее кадрового потенциала. О том, что из этого получилось, на семинаре поведала заместитель начальника отдела по работе с управленческим составом и кадровым резервом системы общего образования Департамента общего образования Минобрнауки России Оксана Скоролупова.
Одно из главных предложений форума заключалось в том, чтобы перенести полномочия по финансовому обеспечению развития и функционирования дошкольного образования с местного уровня на региональный. Так, чтобы на детские сады распространялась «школьная схема», когда заработная плата, расходы на учебные пособия и некоторые другие нужды финансируются в виде субвенций из бюджета субъекта РФ. А остальные расходы, связанные, например, с содержанием здания, покрываются за счет местного бюджета. Но проблема в том, что большинство субъектов РФ от такой нагрузки отказываются.«Мы попытаемся внести в проект закона об образовании данные полномочия, а потом вносить соответствующие изменения в закон о государственных органах субъекта Российской Федерации, – поделилась Оксана Алексеевна. – Также в обращении участников форума говорилось о том, чтобы законодательно закрепить статус дошкольного образования как ступени или уровня основного общего образования хотя бы для возрастного диапазона от пяти до семи лет. Это сделано в проекте федерального закона «Об образовании в РФ»: во второй главе дошкольное образование определяется как уровень. В законопроекте есть также отдельная глава «Дошкольное образование» под номером одиннадцать. Там много спорных пунктов, но пока это только проект, и его можно изменять именно на стадии обсуждения.В законопроекте предъявляется требование к лицам, которые осуществляют индивидуальную трудовую педагогическую деятельность в системе дошкольного образования: указано, что они должны иметь специальное педагогическое образование.Предполагается, что министерство будет утверждать перечень примерных основных образовательных программ, в том числе программ дошкольного образования. И любое дошкольное учреждение сможет опираться на этот перечень. Что касается условий в ДОУ, законопроектом предусмотрено создание специального сайта, где будет публиковаться перечень сертифицированного оборудования, которое будет использоваться в том числе и в дошкольных учреждениях. Также в нем впервые на уровне федерального закона закреплены основные направления развития ребенка. За органами местного самоуправления, так же как и в действующем законодательстве, закрепляется полномочие по организации общедоступного дошкольного образования. Кроме того, на местные органы власти возлагается обязанность обеспечивать его получение всеми детьми предшкольного возраста. Насколько оправдано законодательное закрепление предшкольного образования, сейчас обсуждается в педагогическом сообществе.Еще один спорный вопрос: у нас сейчас существует восемь видов дошкольных учреждений, в законопроекте оставлено только два. Правовой департамент Минобрнауки, который обеспечивает его разработку, считает, что двух видов недостаточно. Необходимы дошкольные организации комбинированного вида и статусные учреждения – такие, как центры развития ребенка. Это тот уровень, к которому, наверное, стремится любой детский сад. И уравнивать все детские сады нет никакого смысла».Сейчас законопроект насчитывает 300 листов, а еще 600 листов занимают поправки, которые организации и отдельные люди предлагают в него внести. Однако он по-прежнему нуждается в конструктивных изменениях и доработке при активном участии педагогического сообщества и профсоюза.Решение о проведении Всероссийского конкурса «Воспитатель года» тоже было поддержано на форуме в марте прошлого года, это идея Центрального совета профсоюза, который стал инициатором такого конкурса на федеральном уровне. Он будет проводиться профсоюзом совместно с Министерством образования и науки РФ с 15 по 20 ноября. Организаторов радует, что первый конкурс обещает быть представительным. На участие в «Воспитателе года» поступили заявки от 62 субъектов РФ.
Комментарии