В Москве состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы управления в условиях модернизации московского образования: опыт и перспективы», организаторами которой выступили Департамент образования, Московский институт развития образования и Московский институт открытого образования. В конференции приняли участие представители региональных органов законодательной и исполнительной ветвей власти, руководители образовательных учреждений Москвы и регионов России, ученые, представители родительской общественности, общественных организаций. С основным докладом «Ключевые направления модернизационных процессов и механизмы управления в системе московского образования» выступила заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна ВАСИЛЬЕВА.
Система столичного образования огромна, очень разнообразна, многопланова и интересна. Основная цель, которая стоит перед Департаментом образования Москвы, – создать условия для получения каждым маленьким москвичом доступного и качественного образования. Точкой отсчета процессов модернизации московского образования можно считать 2011 год. Основой механизмов модернизации стал пилотный проект по развитию общего образования, а затем и государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг.».В настоящее время в рамках реализации задач по дальнейшему повышению качества московского образования и расширению возможностей для реализации образовательных потребностей жителей можно выделить несколько направлений работы:- обеспечение условий для реализации ФГОС ОО в соответствии с требованиями, предъявляемыми в рамках Московского регистра качества образования;- развитие и совершенствование институтов и механизмов контроля качества образования;- развитие социально-педагогического сопровождения;- организация работы по введению ФГОС ДО.Обеспечение условий для реализации ФГОС ОО в соответствии с требованиями, предъявляемыми московскими семьями в рамках Московского регистра качества образования, включает в себя обязанность Департамента образования как учредителя образовательных организаций обеспечить кадровые и материально-технические условия.Создание необходимых кадровых условий – это целый комплекс мер по развитию, совершенствованию, подготовке педагогических команд для работы по ФГОС ОО.В 2013 году поменялась и активно развивается система повышения квалификации. Теперь школа получает целевую субсидию, и педагогическим коллективам всех московских школ предоставлена возможность самостоятельно выбирать программы для повышения квалификации, которые отвечают потребностям этого коллектива в повышении профессионального уровня. Описание программ повышения квалификации и электронная регистрация на курсы расположены на сайте «Дополнительное профессиональное образование педагогических работников города Москвы» (http://dpomos.ru).Развивается и система аттестации, педагогическим коллективам школ, входящих в Топ-400, предоставлено право осуществлять аттестацию педагогов внутри педагогического коллектива. В декабре 2013 года начала работать новая система назначения директоров с использованием мнения общественно-профессионального сообщества. Эта система будет еще развиваться. Сейчас это многоступенчатая система, включающая в себя: аттестацию на соответствие должности «руководитель»; рассмотрение представленных окружными управлениями образования кандидатов Советом по подготовке решения о назначении на должность руководителей государственных образовательных организаций; допуск согласованных кандидатов к выборам управляющим советом школ Топ-400.Уже назначены 40 директоров.Вторым направлением и обязанностью Департамента образования стало создание материально-технических условий для реализации ФГОС.За последние три года необходимый уровень для работы в рамках реализации ФГОС обеспечен, теперь мы говорим о развитии этих условий, о специализации созданной базы под определенные задачи. Проходит внедрение принципов проектного подхода при оснащении школ учебным оборудованием, основанного на ответственном и осознанном подходе к развитию условий организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего повышение эффективности использования площадей, оборудования, техники, кадров.Вторая составляющая этого направления – создание в школах интеллектуальной образовательной среды. На базе сайтов городского методического центра, Московского института открытого образования и других сетевых учреждений Департамента образования интегрированы общемосковские интеллектуальные ресурсы. В рамках реализации городского образовательного проекта «Урок в Москве» со всеми методическими разработками по проведению уроков в музеях, библиотеках и просто на улицах Москвы можно ознакомиться на сайте городского методического центра по адресу: http://mosmetod.ru. Электронные ресурсы также используются для презентации педагогов, участвующих в конкурсе профессионального мастерства, например, вся информация об участниках конкурсов «Педагог года Москвы-2014» «Москва – столица образования и культуры» представлена на сайте http://pedagog.mosedu.ru.Видеозаписи еженедельных встреч с журналистами, заседаний аттестационной комиссии, селекторных совещаний Департамента образования города Москвы размещаются на официальном сайте Департамента образования города Москвы (http://www.educom.ru).Следующим направлением в повышении качества столичного образования стало развитие и совершенствование институтов и механизмов контроля качества образования. Мы проводим работу по развитию системы независимой оценки качества образовательных услуг. Это независимые диагностики, которые начали активно развиваться в рамках перехода на ФГОС в начальной школе и реализации пилотного проекта. В настоящее время любая школа может самостоятельно заказать Московскому центру качества образования проведение диагностики в любой классе и по любому предмету. Подробнее с данной процедурой можно ознакомиться на сайте Московского центра качества образования http://mcko.ru.Независимая система оценки качества обучения – это и результаты Всероссийской олимпиады школьников, а также рост популярности других олимпиад: Московской олимпиады школьников (http://mosolymp.ru), олимпиады «Московский второклассник и московский третьеклассник» (http://2klass.olimpiada.ru), олимпиады «Музеи, парки, усадьбы» (http://museum.mosolymp.ru), олимпиады «Не прервется связь поколений» (http://generations.olimpiada.ru) и конференций, которые имеют статус городских.В 2013 году команда Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады показала лучший результат по количеству победителей, далеко оторвавшись от других регионов. Победителями стали 84 человека из 52 школ (в прошлом году – 74 человека из 44 школ), а призерами стали 237 учеников из 76 школ.По пяти предметам уже известны результаты заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2014 года. В соревнованиях по немецкому и французскому языкам, МХК, истории и экологии приняли участие 180 московских школьников, и почти половина из них (а именно 84 человека) вернулись домой с наградами. В системе образования проходят процессы повышения открытости и прозрачности процедур контроля качества образования. Все процедуры идут в режиме онлайн, работы выкладывают в сеть Интернет, максимально снижена степень субъективности в оценке любой работы.Еще одно направление работы – развитие социально-педагогического сопровождения. Это не новое направление, в настоящее время проводится его структурирование.Главная роль в этом направлении отводится стартующему 1 сентября 2014 года проекту по внедрению эффективного учебного плана, который позволит эффективно использовать время ученика. С 1 сентября также будут формировать новые классы углубленного культурно-педагогического сопровождения. Речь идет о том, что во второй половине дня ученикам будут оказывать помощь в рамках подготовки проектов, домашнего задания, то есть первая и вторая половины дня будут связаны такой нитью, как социально-культурное сопровождение.Это направление связано с развитием дополнительного образования в школе, тут мы планируем привлекать ресурсы московского студенчества с их свежими идеями.Еще одно направление – организация работы по введению ФГОС ДО. В новом Федеральном законе «Об образовании в РФ» дошкольное образование – уровень общего образования, и появление ФГОС ДО еще раз акцентирует наше внимание на том, что дошкольное – это именно образование, обеспечивающие преемственность с начальной школой, поэтому требуется организация деятельности по обеспечению кадровых условий, организация системы дополнительного профессионального образования для педагогов в рамках внедрения ФГОС.В этом направлении мы проводим также работу по: реализации проекта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в помещениях и на участке образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования; обеспечению требований к финансовым условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Все эти направления деятельности требуют большой совместной работы с педагогическим и родительским сообществом, что позволит минимизировать риски.Такие глобальные масштабные изменения диктуют необходимость серьезной непрерывной кадровой работы, иначе мы не сможем успевать за целями.В Москве формируется система стимулирования педагогических коллективов, демонстрирующих наиболее высокие образовательные и воспитательные результаты.11 сентября 2013 года по инициативе мэра Москвы утвержден почетный знак «Заслуженный учитель города Москвы».Ежегодно 220 образовательным учреждениям, добившимся высоких образовательных результатов в образовательной деятельности и в создании развивающей социокультурной среды, вручают гранты мэра Москвы от 2 до 7,5 млн руб., а также 200 грантов Правительства Москвы по 100 тыс. рублей каждый лучшим педагогическим, научно-педагогическим и научным работникам в целях развития их творческого и профессионального потенциала, а с 2013 года вручаются гранты обучающимся и студентам (100 грантов по 40 тыс. руб.).Важным стимулом к достижению высоких образовательных результатов для московских школьников станет поощрение медалью «За особые успехи в обучении», которая была учреждена в 2014 году в соответствии с постановлением Правительства Москвы №74-ПП.Положением о медали установлено, что награждать ею будут выпускников, добившихся выдающихся образовательных результатов, которые: – стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской предметной олимпиады;- набрали высшее количество баллов единого государственного экзамена (100 баллов) по одному общеобразовательному предмету.Сегодня сохраняется традиционное награждение медалями выпускников, имеющих в своей школе итоговые отметки «отлично» по всем предметам учебного плана и подтвердивших независимо от школы свои знания, набрав при сдаче единого государственного экзамена в сумме не менее 220 баллов по трем общеобразовательным предметам.Наша задача – продолжить работу по дальнейшему повышению качества столичного образования.
Комментарии