Очередное заседание отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в системе образования состоялось 30 октября в Республике Марий Эл. Стороны обсудили ход подготовки предложений в региональное отраслевое Соглашение на 2009-2011 годы, социальные параметры проекта консолидированного бюджета отрасли на будущий год, а также возможности перехода на новую систему оплаты труда во всех учреждениях образования в 2009 году.
Отмечая плановое увеличение бюджетных обязательств в отрасли в 1,27 раза, участники высказали серьезную озабоченность отсутствием перспектив роста базовой ставки работников школ, норматива финансирования на одного ученика, высокой текучестью кадров в связи с низким уровнем оплаты труда, прежде всего работников детских садов, учреждений дополнительного образования, молодых педагогов.
Увеличение размера минимальных государственных гарантий по оплате труда с 1 января 2009 года в 2 раза – серьезный прорыв. Безусловно, это результат конструктивных переговоров профсоюзов в рамках Российской трехсторонней комиссии, взаимодействия с депутатами. В 3 раза планируется увеличить бюджетные ассигнования в регионе на выплату коммунальных платежей сельским педагогам. Участники диалога отметили интенсивную работу правительства Республики Марий Эл по изысканию дополнительных финансовых резервов.
Однако перспективы практически равной оплаты за разную интенсивность труда специалистов и работников неквалифицированного труда, отсутствие реальной возможности обеспечить дифференциацию в оплате в связи с недостаточным размером стимулирующего фонда никого не радуют. Особенно в сложной ситуации могут оказаться педагоги оставшихся сельских школ, где из-за низкой наполняемости классов средства на стимулирование труда незначительны или вообще отсутствуют. К сожалению, демографическая ситуация в 2009 году по-прежнему не будет для системы образования благосклонной. Только в общем образовании предполагается сокращение числа учеников на 2787 человек.
Обоснованное беспокойство вызывает неутешительная статистика асоциальных явлений в молодежной среде. Но специалисты, связанные с организацией воспитательного процесса в школе (психологи, воспитатели, организаторы детского движения, социальные педагоги, руководители кружков и секций), в результате оптимизации сети остаются без работы в первую очередь.
Чтобы избежать массового сокращения работников, необходима опережающая переподготовка педагогов, а это требует значительного увеличения финансирования. Сохранить кадры, не растерять специалистов, которых завтра будет не хватать, – крайне сложная для муниципалитетов задача. Искать резервы в этой ситуации – общее дело всех участников социального диалога.
Острая дискуссия состоялась по вопросу перехода учреждений образования на новую систему оплаты труда. Члены комиссии были единодушны: без единых базовых окладов для расчета зарплаты бюджетников в стране и республике, а также без увеличения фонда оплаты труда заявленных целей перехода на НСОТ не достичь. Необходимы базовые ориентиры, механизмы индексации, а методика учета специфики профессий и учреждений в образовании отработана.
Участники заседания решили письменно обратиться в РТК с просьбой вернуться к вопросу об установлении Правительством РФ единого размера базовых ставок (базовых должностных окладов) по профессионально-квалификационным группам должностей специалистов и служащих. Кроме того, учитывая, что ассигнования на выплату зарплаты работников образования – предмет совместного ведения Федерации и субъектов, члены комиссии попросили оказать дополнительную финансовую помощь республике на введение НСОТ во всех учреждениях.
Йошкар-Ола
Комментарии