Каким быть учителю права и граждановедения? Ограничиться ролью лектора, способного вербально передать имеющуюся в собственных запасниках сумму знаний, или быть «первым среди равных» (по силе ума и стремлению к познанию истины) в союзе со своими учениками? Воспринимать ученика как пассивного слушателя или предусмотреть для него активную роль исследователя, первооткрывателя, организатора и исполнителя своих идей и проектов? Учителю постоянно приходится задаваться подобными вопросами, тем более если это учитель граждановедения, предмета, в меньшей мере склонного к традиционной форме урока, где истина вырисовывается из многообразия мнений, где не только приобретаются знания, но и отрабатываются социальные навыки.
Поэтому учителю-граждановеду ближе всего позиция «тренера», т.е. специалиста, способного подготовить других к действию по определенным правилам.
Все эти обстоятельства были глубоко усвоены и работниками образования Тверской области, и коллективом кафедры теории и методов преподавания обществоведческих дисциплин Тверского института усовершенствования учителей. Внедрение курса граждановедения началось с обстоятельного обучения содержанию и методике преподавания предмета. При этом очень важно то, что на двухнедельных курсах учителей лекторами, руководителями практических занятий были сами авторы учебного курса: Я. Соколов, кандидат педагогических наук, руководитель научно-внедренческого центра «Гражданин», доктор педагогических наук А. Прутченков, доктор юридических наук, крупнейший специалист в области права Г. Миньковский, доктор педагогических наук С. Максимов, учителя-методисты Г. Кустова, Н. Кузьмина и другие. Тех, кому не удалось обучиться на курсах в областном центре, сотрудники кафедры ТМПОД собрали на учебу в городах и районах. С ними были проведены теоретические и практические занятия.
Роль научно-внедренческого центра «Гражданин» в подготовке учителей граждановедения на первом этапе была решающей. Эта помощь продолжается и по сей день. Ежегодно (уже 16 раз) на берегу Черного моря проводятся восьмидневные семинары учителей граждановедения. Самое ценное в этих встречах то, что педагоги здесь обмениваются опытом работы. Несколько педагогов нашей области участвовали в работе этих семинаров.
Сегодня подготовка учителей права и граждановедения направлена не только на углубление их теоретических знаний, но и прежде всего на совершенствование методики преподавания, освоение интерактивных методов проведения занятий. Вот уже шестой год кафедра теории и методов преподавания обществоведческих дисциплин проводит в городах и районах области курсы повышения квалификации, профильные курсы преподавателей права, граждановедения и обществознания. Прочитаны лекции по наиболее актуальным темам гражданского образования и права: гражданское общество и правовое государство, основы демократии, основные гражданские права, гражданское право, уголовное право, конституционное право, трудовое право, семейное право, Закон «О защите прав потребителей», основы рыночной экономики и другие.
На занятиях педагоги учатся работе в группах, проводить практикумы, деловые и ролевые игры, дискуссии, тренинги. Большой интерес вызывает занятие на тему «Методика проведения гражданского форума на уроке».
Эффективность уроков права и граждановедения во многом зависит от связей преподавания с реальной жизнью, от организации деятельности учащихся в школе и во внеурочное время. Одним из самых важных средств приобщения учеников к реальной жизни, организации их общественно полезной деятельности являются социальные проекты.
Курсовую подготовку по этой программе прошли педагоги городов Бежецка, Конаково, Ржева, Кашина, Торжка, Нелидово, Вышнего Волочка, Вышневолоцкого, Лихославльского, Ржевского, Краснохолмского, Молоковского, Старицкого, Кувшиновского, Торжокского, Калининского районов.
В городе Твери в течение нескольких лет на базе 21-й средней школы горметодцентр проводил ежемесячно занятия с учителями граждановедения. Учитель высшей категории О. Штыхаренко сложные, интересные темы граждановедения рассмотрела на своих открытых уроках. На семинаре также изучались базовые теоретические понятия граждановедения, права и экономики, экологии. Много учебного времени было отведено методике преподавания граждановедения и права.
С мая 2001 года Тверской институт усовершенствования учителей стал активным участником международного проекта правового и гражданского образования «Живое право». Разработчиками и координаторами программы являются преподаватели Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского. Книга «Живое право» (государственное право), созданная в этом институте, написанная ярким, образным, доступным для учащихся языком, позволяет учащимся получить не только основы знаний о государстве и праве, но и практические правовые навыки. Все изучение предмета построено на активных и интерактивных методах: работа в группах, дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры.
Освоение активных и интерактивных методик – дело очень трудоемкое и сложное. Весомую помощь в этой работе нам оказывают педагоги Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского. На семинаре преподавателей права и граждановедения 27-28 мая 2002 года занятие на тему «Философия и содержание «Живого права» на примере урока «Дело Александра II» провел ректор Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского В. Пронькин, занятие на тему «Методы «Живого права». «Займи позицию» – проводили преподаватели института Т. Пронькина, Л. Андрейченко.
За два последних года с преподавателями, работающими по проекту «Живое право», было проведено четыре недельных семинара. В феврале рассматривались вопросы теории и методики преподавания уголовного права.
Нам удалось сформировать группу талантливых, творческих педагогов, которые ведут уроки по праву и граждановедению с использованием учебных пособий «Живое право», интерактивных методов. Они помогают кафедре проводить занятия с учителями по интерактивной технологии.
Опыт, приобретенный в ходе экспериментальных работ по «Живому праву», позволил кафедре выйти на новое качество в работе с преподавателями права и граждановедения. В апреле 2003 года в г. Торжке сотрудниками кафедры был проведен первый тридцатишестичасовой семинар по применению интерактивных методов в преподавании права и граждановедения, получивший высокую оценку у учителей.
Осмысление опыта преподавания, выявление возникающих противоречий, проблем в изучении права и граждановедения происходит на научно-практических конференциях. Они были посвящены весьма актуальным вопросам: «Воспитание гражданственности на уроках права, граждановедения и истории», «Права ребенка», «Патриотическое воспитание детей и учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы становления». В работе на конференции по патриотическому воспитанию приняли участие более 80 учителей, руководящих работников образования, методистов. Они участвовали в обсуждении доклада «Методология, теория и практика формирования патриотического сознания российского общества», с которым выступил заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, академик Международной академии психологических наук Г. Телятников.
Глубокое, обстоятельное осмысление опыта преподавания права, возникающих трудностей состоялось на областной научно-практической конференции по теме «Правовое образование в школе как фактор становления гражданского общества». В докладе «Гражданское общество и правовое образование», во многих выступлениях говорилось о том, что материал на уроках необходимо подавать живо, образно.
На конференции был поднят вопрос о правовой незащищенности учителя, слабой материальной базе школы, ограничивающей возможности преподавателя в выборе программ, учебников и учебных пособий, сужающий эффективность преподавания предмета.
В Тверской области сложилась и совершенствуется система повышения квалификации учителей права, граждановедения и обществоведения. Она включает докурсовую и курсовую подготовку, семинары, консультации, научно-практические конференции. Особое внимание уделяется методике преподавания предмета, и прежде всего активным и интерактивным методам преподавания права и граждановедения.
Василий ПАПИН,
кандидат исторических наук, заведующий кафедрой социально-экономического образования института усовершенствования учителей;
Борис ЛЕБЕДЕВ, доцент кафедры социально-экономического образования ИУУ, Тверь
Комментарии