Демократическое гражданское образование и воспитание школьной молодежи – проблема актуальная. Сейчас, в период становления российской государственности, наше общество заинтересовано в том, чтобы гражданское образование и воспитание включались в процесс совершенствования всех сфер жизни и развития, как самого государства, так и его граждан.
В Советском районе г.Ростова-на-Дону его вопросы составляют важнейшую часть образовательной политики. Достаточно большой по площади наш район – с неоднородным по социальному составу, уровню образования населения и различными образовательными учреждениями – представляет собой сложную систему.
С одной стороны, здесь достаточно развита культурно-образовательная среда, с разнообразными типами образовательных учреждений: детскими садами, школами, техникумами, вузами (РГУ), подростковыми клубами, Домом детского творчества, культурным центром “Плевен”, библиотеками, что создает реальные предпосылки для удовлетворения культурных и образовательных потребностей детей и молодежи, организации системы демократического гражданского образования и воспитания.
С другой – в условиях социально-экономических перемен в обществе обострились социальные проблемы. Растет число сирот, увеличивается количество малообеспеченных, неполных семей, семей с детьми-инвалидами. Тревожит положение детей группы риска. Не уменьшается число правонарушений, связанных с кражами, мелким хулиганством, употреблением спиртных напитков, наркотических веществ и т.д. Сложившееся положение обусловливает необходимость самого серьезного подхода к проблеме гражданского образования и воспитания детей и подростков района.
Отдел образования во взаимодействии с различными службами и структурами, занимающимися вопросами гражданского образования и воспитания молодежи, разработал концепцию системы гражданского образования и воспитания в нашем районе, с определением целей и задач, форм и методов работы. Система демократического гражданского образования и воспитания – это деятельность образовательных учреждений и других служб района по обеспечению целенаправленного формирования гражданственности на всех ступенях развития ребенка. Ее главная цель – создание реальных условий для эффективного формирования нравственно-правового сознания детей и подростков, реализуемого в совокупности гражданских знаний и действий.
Концепция “Гражданское воспитание и образование молодежи Советского района г.Ростова-на-Дону” – это результат коллективного труда большой группы педагогических работников, представителей УВД, здравоохранения, культуры при содействии Московского центра “Гражданин”. При ее разработке были использованы идеи городской программы “Гражданин Ростова-на-Дону – гражданин России”.
Еще в детском саду и начальной школе детям даются элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, нормах нравственности. В школе гражданское образование и воспитание ведется на более высоком теоретическом и практическом уровне. В арсенале активных способов освоения учащимися социального опыта общества – игра “Демократия”, ставшая частью образовательно-воспитательного процесса в школах. Ее цели:
создание и развитие реально действующего школьного самоуправления через моделирование деятельности государства со многими необходимыми для этого атрибутами (политическая система, система органов власти, собственная правовая база, экономическая деятельность, финансовая система и др.);
освоение основных демократических процедур гражданского общества;
формирование культуры правовых и деловых отношений;
диагностика готовности учащихся к реальной жизни.
Игра “Демократия” хорошо принята всеми подростками, в том числе и трудными. Она основана на сотрудничестве учащихся и педагогов.
Игра “Демократия” делится на два явно выраженных периода:
1. Школьный (сентябрь-март), который включает выборы президента школьной республики, создание правительства, разработку правовой экономической основы деятельности и др.
2. Районный (апрель-май), который включает выборы президента районного содружества республик – генеральной ассамблеи, создание правительства, правовых и экономических документов.
Как видим, важное место занимают выборы, включающие следующие этапы:
1. Подготовительный, очень важный для школьного периода, заключающийся в проведении в каждом классе бесед, разъясняющих школьникам правовые нормы избирательного процесса, избирательных процедур. Ученики уясняют, какие обязанности имеют граждане, какими средствами они могут располагать для осуществления гражданских прав. Руководители образовательных учреждений, учителя ведут изучение тем, необходимых ребятам для эффективного участия в акции, а также изучение федерального и областного законов “О выборах”.
2. Организация предвыборного марафона. Это регистрация избирателей, составление их списков. Образование избирательных округов. Выдвижение и самовыдвижение кандидатов, их регистрацию.
3. Предвыборный марафон. Оглашаются программы кандидатов в депутаты. Идет агитация.
4. Выборы.
5. Подведение итогов. Публикация результатов выборов.
Большинство учителей считают основным итогом гражданского образования и воспитания подготовку гуманистически ориентированной личности на основе изучения правовых знаний, понимания собственных интересов, возможностей, умения использовать свои права, нести ответственность за себя, принимать решения, осознавая собственную значимость патриота Отечества.
При том педагоги отмечают, что воспитание достойных граждан затруднено рядом обстоятельств, среди которых главные: сложная социально-экономическая ситуация в стране; бездуховная атмосфера в обществе; отсутствие правовой грамотности в семье, недостатки семейного воспитания.
В этих условиях педагоги стремятся сделать школу ячейкой гражданского общества, в которой есть уважение прав и свобод личности, человеческого достоинства, признания человека высшей ценностью, равноправие, самоуправление и др.
Гражданское воспитание начинается с детского сада. Здесь есть программа создания целостной образовательной среды дошкольного детства, которая направлена на приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Опрос учащихся 9-10-х классов и их оценка системы гражданского образования позволяет сделать некоторые предварительные выводы.
Они отмечают, что эта дисциплина расширяет знания о государстве, демократии, правах человека; формирует позицию гражданина России, ответственного за ее настоящее и будущее; воспитывает уважение к другим гражданам и государствам; воспитывает уважение к закону.
Старшеклассники высоко оценивают основные нормы демократического общества (свобода слова, народовластие, свобода печати, свобода выбора, равенство перед законом). Наиболее полезными в школе XXI века учащиеся считают такие формы и методы гражданского образования и воспитания, как школьное самоуправление, изучение курса “Граждановедение”, использование специальных передач по радио, телевидению (типа “Национальный интерес”, “Тема”), специальные фильмы о правах и обязанностях граждан России, ролевые игры “Демократия”, “Парламентские дебаты”, широкое изучение культуры других стран, общественно полезная деятельность в школе, микрорайоне, городе, чтение популярной литературы.
Все это свидетельствует о стремлении учащихся войти в демократическое правовое общество подготовленными и полноправными его членами, активными участниками демократических преобразований, с высоким чувством собственного достоинства и ответственности.
Лидия ГРЕГУЛЬ,
начальник отдела образования Советского района
Ростов-на-Дону
Комментарии