Десятилетие, которое мы пытаемся сегодня оценить, – это целая эпоха, это часть нашей жизни, и, наверное, полную оценку мы сможем дать спустя какое-то время. Сегодняшнее Российское государство, как наследник советского, усвоило все положительные и отрицательные его черты. В связи с демократизацией новое общество оказалось похожим на мозаичное панно, состоящее из отдельных групп, партий, религиозных и национальных объединений, общественных организаций и т.д.
Что может выступить объединяющим началом этого социального многообразия? В первую очередь определенные ценности, разделяемые представителями данного общества. Выдающийся русский историк В.Ключевский говорил: “У каждого поколения могут быть свои идеалы, у моего – свои, у вашего – другие. И жалко то поколение, у которого нет никаких”. Отсутствие ценностей строящегося демократического государства, а кроме того, негативная постоянная информация только усиливают у населения тревогу за будущее, вселяют неверие, чувство безысходности. И этот дефицит порой ощущается не менее остро, чем задержка с зарплатой или проблемы с энергетиками.
Общие задачи формирования ценностей в разных странах решаются через свои, специфические формы гражданского образования населения, соответствующие политическому строю, степени развития гражданского общества. К сожалению, в наших властных структурах пока не просматриваются силы, готовые возглавить хотя бы процесс демократического просвещения масс, не говоря уже об образовании. Если есть попытки такой работы с молодежью, то со взрослыми, от которых сегодня зависит судьба реформ, их нет.
Отсутствие развитой системы гражданского образования сопровождается рядом негативных тенденций:
– снижением активности гражданского участия населения в делах района, города, региона;
– идеологизацией политических институтов;
– активизацией вмешательства несветского, религиозного просвещения;
– необоснованным заимствованием зарубежного опыта и т.д.
Сегодня речь идет о создании системы социально ориентированного образования (в отличие от прежнего политического образования), базирующегося на совершенно иной шкале ценностей. Система образования, которая бы формировала правовую грамотность и законопослушность, критический подход к реально происходящим в стране изменениям, понимание природы нынешнего социально-экономического кризиса, умение разбираться в сути различных политических программ и многое другое, делающее человека гражданином, создающее условия для стабильности в регионах, ненасильственного решения конфликтов, нормального демократического развития.
Следует подчеркнуть, что само зарождение системы гражданского образования в условиях пока недемократического общества – это сложный, длительный, несвободный от противоречий и неопределенностей социальный процесс.
Дело в том, что при всей своей одиозносности советское политическое образование отличалось монолитностью и строгой последовательностью. Для его реализации действовала целая система пропаганды и агитации, в которую входили дома политического просвещения, высшие партийные школы и курсы, общество “Знание” и другие просветительские организации. Сегодня приходится признавать неоправданным курс на полную ликвидацию этих структур, часть из них могла бы реализовать принципиально новое содержание в массовом просвещении населения. Гражданское образование спустя десятилетие вновь призвано заполнить пробел в отечественной политической культуре, системе гуманитарных знаний. Поскольку от ранее существовавшей системы агитации и пропаганды реально сохранились организации общества “Знание”, они взяли на себя разработку Концепции и реализацию программ гражданского образования. В Красноярском крае начало этой работы приходится на 1994 год, когда ученые краевой организации обсудили Концепцию системы демократического гражданского образования (СДГО), которая раскрывала необходимость внедрения, цели и задачи, содержание и критерии, организационные основы и условия успешного внедрения.
В соответствии с рекомендациями конференции было принято постановление администрации края “О проведении эксперимента по внедрению СДГО”. Постановление одобрило Концепцию и утвердило краевой центр гражданского образования, куда вошли представители от образования, культуры, совета ректоров, администрации края, общества “Знание”. Созданы были центры гражданского образования в Норильске, Зеленогорске, Дивногорске, Мотыгино и т.д. Эксперимент был рассчитан на 5 лет, в 2000 году он закончился.
На начальном этапе внедрения СДГО основная проблема заключалась в том, что реализовывать систему приходилось людям, являющимся продуктом своего времени, со всеми их сильными и слабыми сторонами. Поэтому уделялось большое внимание переподготовке кадров.
Учитывая, что наибольший ущерб при изменении политического строя в стране был нанесен наукам об обществе, в целях объединения усилий в выработке новых подходов к этой проблеме был организован ежемесячный межвузовский семинар для преподавателей социально-гуманитарных дисциплин. Затем прошла переподготовка учителей граждановедения, которые объединились в краевую ассоциацию “За гражданское образование”. После этого мы год обучали руководителей НКО, обучение завершилось в 1996 году конференцией и созданием краевой ассоциации неполитических общественных организаций.
Большой толчок в развитии СДГО в гг. Красноярске, Новосибирске, Новокузнецке, Барнауле, Абакане дал грант, полученный организацией от TASIS “Создание СДГО в Центральной Сибири”. Грант реализовывался 2 года, итогом его стало принятие постановлений законодательных и исполнительных органов по созданию СДГО на своих территориях и объединение организаций и некоторых вузов в Сибирскую ассоциацию образования взрослых, которая охватывает сегодня 10 регионов Сибири.
За годы эксперимента были созданы структура, учебные программы, прошла переподготовка различных категорий организаторов гражданского образования, выпущено более 30 научно-методических сборников.
Если рассматривать гражданское образование как систему непрерывного образования, то наиболее системно оно реализуется в школе. Для разработки учебных программ и подготовки учителей удачно использовались гранты, получаемые “Знанием” и гимназией N 1 (директора И.Фрумин, В.Башев). Сегодня ассоциация учителей “За гражданское образование” в своем арсенале активных способов освоения учащимися социального опыта имеет более десятка учебных модулей, которые становятся частью образовательно-воспитательного процесса в школе. Это модули: “Как можно в школе защитить свои права?”, “Могут ли люди договориться?”, “Как остановить преступность?”, “Отвечаю ли я за результаты выборов?”, “Как наказывать за дезертирство?”, “Как мы принимаем решения”, игра “Учимся демократии” и т.д.
Реализация этих модулей:
– создает и развивает школьное самоуправление через моделирование деятельности государства;
– помогает осваивать основные демократические процедуры гражданского общества;
– формирует культуру правовых и деловых отношений;
– диагностирует готовность учащихся к реальной жизни.
Несколько сложнее обстоит дело с гражданским образованием взрослого населения. Здесь наиболее удачно работают программы, рассчитанные на людей пожилого возраста. В крае более 25 процентов данной категории людей. Реформы, происходящие в России и крае, практически вынуждают пенсионеров жить с ощущением ненужности в обществе. Прошлый опыт, приобретенный в условиях жизни при социализме, в новых социально-экономических и политических условиях оказывается невостребованным. От всего этого страдает чувство собственного достоинства и самоуважения. А это настроение сказывается на выборах в органы власти, на жизни в семье, воспитании детей и внуков и т.д. Народный университет “Третий возраст”, созданный в соответствии с краевой и городской целевыми программами “Старшее поколение”, обучает на трех факультетах, представительствах в районах, г.Зеленогорске около двух тысяч пенсионеров. Как правило, пожилые люди в период обучения раскрывали свои потенциальные возможности, приобретали новые сферы деятельности, новые жизненные ориентиры, новые сферы общения.
Неплохо реализовывалась программа, проводимая совместно администрацией Красноярска, по подготовке и переподготовке муниципальных служащих. В ходе серии семинаров удалось обозначить общие для муниципальных образований “узкие места” в деятельности органов местного самоуправления, выявить факторы, которые оказывают влияние на становление институтов муниципального самоуправления. Работникам органов местного самоуправления были предоставлены возможности и ресурсы различных социальных и профессиональных групп местных сообществ как у нас в городе, так и при обучении в Германии.
Задача гражданского образования – дать не только теоретические знания о функциях и методах демократии. Закрепление этих знаний может быть только в форме свободной и добровольной образовательной работы населения. Некоммерческие общественные организации обладают хорошими условиями для того, чтобы стать школой демократии, как раньше профсоюзы были школой коммунизма. Сегодня остро стоит вопрос о стратегии развития некоммерческого сектора в России и у нас в крае. Предстоит большая образовательная работа с лидерами НКО, чтобы гражданские организации соответствовали общественной потребности. Последние годы показывают, что в крае 2200 общественных объединений мало востребованы властью. Мы как бы работаем в параллельных плоскостях. Краевой ассоциацией неполитических общественных организаций было дважды пролоббировано принятие постановлений администрацией края “О взаимодействии власти с общественными объединениями”, и дважды они не выполнялись. Аналогичная ситуация и в стране. Два года назад в Москве состоялась первая национальная конференция НКО, властными структурами она была проигнорирована. Все изменилось в 2001 году, когда Б.Березовский решил использовать НКО для создания оппозиции сегодняшнему руководству страны. Поэтому появился Гражданский форум, власть срочно повернулась к проблеме гражданского общества. Но его нельзя создать без гражданского образования. Можно десятилетиями в Конституции страны декларировать, что мы строим правовое государство и гражданское общество, но пока не появится критическая масса людей, понимающих, что такое демократия, все пожелания останутся только благими намерениями.
Достаточно интересные попытки гражданского просвещения и образования были с другими категориями населения. Так, на Красноярском алюминиевом заводе руководство возобновило проведение дней ежемесячного информирования работающих. Наши специалисты участвовали в обучении инженерно-технических работников завода по теме “Методика публичного выступления”. Профсоюзным комитетам надо взять этот опыт в арсенал своей работы.
Учитывая важность воспитательной работы в армии, мы разработали с немецкими коллегами, крайвоенкоматом проект и получили грант “Гражданин в военной форме”. Здесь использовался опыт Германии в привлечении гражданских лиц для воспитания солдат бундесвера. Приступили к работе, провели несколько семинаров для руководителей общественно-государственной подготовки воинских частей. Приезжали коллеги из Германии, встречались с заместителями командиров по воспитательной работе, готовился обмен делегациями, но когда узнали о нашем опыте в штабе Сибирского военного округа, последовал окрик: “Почему мы должны учиться у немцев?”. Эксперимент закончился, деньги даже не были использованы на то, чтобы наши лекторы приезжали и читали лекции в воинских подразделениях. Армия оказалась закрытым сообществом. В то же время в Зеленогорске центром гражданского образования для воинов ведется Университет культуры.
Никого не надо убеждать, как важны гражданские навыки для лиц, находящихся в местах лишения свободы. Совместно с ГУИН мы подготовили проект, но не смогли пройти конкурс.
Наверное, многих волнует религиозная обстановка в крае, действие на ее территории различных сект. Усилиями организации были подготовлены предложения в готовящуюся краевую целевую программу по национальной политике и на общественные слушания Красноярского городского совета. Но ни одно, ни другое не состоялось. И совсем обидно было, когда из краевой целевой программы “Культура малых городов” были вычеркнуты наши предложения по созданию сети центров гражданского образования на базе городских управлений, отделов культуры.
Геннадий ОВЧИННИКОВ,
вице-президент Ассоциации “За гражданское образование”
Красноярск
Комментарии