search
main
0

Региональный опыт. Службы примирения

Проект Комитета по образованию администрации Волгограда «Школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении» реализуется при поддержке уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области, общественных организаций «Центр развития гражданского образования», Клуба ЮНЕСКО «Достоинство ребенка».

Два года назад состоялся первый семинар «Школа – правовое пространство» для 19 педагогов – реализаторов проекта, на котором они знакомились с опытом работы первого общественного уполномоченного по правам ребенка в России Ляли Неповинновой, отрабатывали механизмы подготовки образовательных учреждений к введению института школьного уполномоченного. А через полгода Комитет по образованию администрации Волгограда утвердил положение о вводе в школах этой должности.

Школьные уполномоченные прошли курс обучения на городских семинарах с участием специалистов Комитета по образованию администрации Волгограда, социозащитных учреждений, прокуратуры, подразделения по делам несовершеннолетних УВД Волгограда и Волгоградской области. С ними был проведен практический семинар на базе школы №27 Тракторозаводского района, подведены итоги первого года реализации проекта на «круглом столе».

Опыт работы педагогов, работающих по проекту, распространен среди общеобразовательных учреждений города. В сентябре – ноябре 2004 года были проведены выборы школьных уполномоченных. На базе опорных школ проводятся обучающие семинары для вновь избранных школьных уполномоченных.

С января 2005 года совместно с уполномоченным по правам ребенка Волгоградской области и общественной организации Клубом ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» начинается реализация проекта «Детские службы примирения». Он предполагает создание сети детских служб примирения как модели профилактики правонарушений среди несовершеннолетних на основе принципов восстановительного правосудия с участием детей-волонтеров. Базовыми площадками для реализации проекта стали гимназия №3, лицей №6, школа №27. Педагоги прошли обучение на двух семинарах: «Детские службы примирения» (7-8 февраля 2005 года), «Повышение психологической компетенции руководителей Детских служб примирения». Была организована учеба для детей-волонтеров Детских служб примирения. Волонтеры с большим интересом вникали в теорию вопроса, с особым увлечением осваивали основы конфликтологии и практику проведения программ примирения. В своих отзывах они отметили, что «это была интересная программа, требующая ума и труда». Они написали, что «раньше редко задумывались о мирных методах разрешения конфликтов» и «не думали, что смогут сами помогать разрешать разногласия». О программе примирения дети высказали следующие суждения: «идеи примирения чрезвычайно важны в жизни школы», «полученные знания обязательно пригодятся каждому в общении со сверстниками, родителями и вообще со всеми людьми», «это, наверное, изменит мою жизнь», «эти системы можно применять где угодно и когда угодно».

Согласно проекту школьными уполномоченными по правам ребенка и детьми-волонтерами изучена действующая модель Детских служб примирения в школах Великого Новгорода. Будут созданы примиренческие группы, которым предстоит работать с участниками конфликтных и криминальных ситуаций. Затем на конференции и серии информационных встреч будет проанализирована эта работа.

Мы рассчитываем, что проект «Детские службы примирения» будет содействовать совершенствованию форм и методов гражданского образования и практики гражданских действий в сфере прав ребенка, а также позволит повысить эффективность профилактики правонарушений и социальной реабилитации подростков.

Галина ОРЕХОВА, главный методист Волгоградского методического центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте