search
main
0

Региональный опыт. Самовоспитание, самоутверждение

Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека и его прав и свобод высшей ценностью определяют новые задачи для отечественной системы образования.

Школа становится важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, утверждения новых жизненных установок личности. Принятая правительством концепция модернизации российского образования ориентирует образование на подготовку современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения, умеющих сотрудничать, обладающих чувством ответственности за судьбу страны.

«Гражданско-правовое образование» – новая рационально-критическая образовательная модель. Это комплекс знаний, направленных на развитие личностей, правовой культуры и механизмов сотрудничества с государственными органами. Это система навыков, которые облегчают жизнь в социально-политическом окружении, позволяют оценивать собственные действия и допускают толерантность по отношению к другим. Основное условие внедрения программы гражданско-правового образования и воспитания в конкретной школе – выбор модели.

Школа выбирает ту модель гражданского образования, которая может быть успешно реализована именно в тех условиях, которые уже сложились в данном учебном учреждении, модель, основанную на одном или нескольких специальных предметах социально-гражданского и правового цикла.

Содержание гражданско-правового образования и воспитания в средней школе № 3 с углубленным изучением музыкальных предметов

Опыт преподавания социально-экономических дисциплин позволяет утверждать, что только школа обладает реальными возможностями создать целостную систему гражданско-правового образования, охватывающую как классно-урочные, так и внеурочные формы воспитания и обучения.

С 1999 г. в школе № 3 реализуется предметно-тематическая модель гражданско-правового образования, где главный акцент делается на изучение информации по конкретным темам и разделам дисциплин:

«Граждановедение» – (5-8-й классы)

«Право и политика» – (9-й класс)

«Основы экономики» – (10-11-е классы)

«Основы законодательства» – (1-11-е классы)

Используется интегрированный подход «Человек и общество» – (10-11-е классы).

Моя задача как учителя не добиться заучивания детьми основных прав, а сделать так, чтобы они сами почувствовали их идею, поняли, что права имеют непосредственное отношение к их жизни. Задача – помочь ученикам найти свою нишу и в наше непростое время дать им возможность почувствовать себя необходимым, важным звеном в общем процессе созидания, самореализоваться самому и тем самым немало полезного сделать для общества.

Для реализации целей и задач гражданского образования и воспитания в школе создана целостная система. Она включает три этапа, которые соответствуют периодам начальной (1-4-е классы), основной (5-9-е классы) и средней (полной) общей (10-11-е классы) школы. Целостность ее обеспечивается единством основных идей, преемственностью содержания гражданского образования и воспитания на каждом из этапов. Основное содержание гражданско-правового образования и воспитания на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Четвертый этап – дополнительное образование (10-11-е классы).

На первом этапе младшим школьникам сообщается определенный круг правовых знаний. Это диктуется и задачей, решаемой на начальной ступени обучения – дать учащимся первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой они живут, расширить кругозор их о человеке как основной, главной ценности общества, познакомить с Конституцией РФ, поговорить о малой родине.

В начальных классах гражданско-правовое образование не имеет самостоятельного характера. Оно имеет нравственную, воспитательную направленность, призванную психологически подготовить детей к специально разработанной программе для основной и средней школы.

«Я и мой мир», эта программа включает основные формы, используемые в работе с учащимися – беседы «Наша Родина – Россия», «Герб и флаг России», «Для чего нужны правила поведения в школе», «Охрана природы – твоя обязанность».

Проводятся занятия-консультации «Разрешение конфликтов». Это действенная форма реакции на некоторые нежелательные происшествия в начальной школе и является организацией деятельности ребят. Большое место во внеурочной работе с младшими школьниками по нравственно-правовому образованию занимают игры. Игра «Знакомые незнакомцы» ориентирует вовлечение детей в изучение историко-культурных объектов, памятных мест родного города. В игре участвуют и старшеклассники, они задают вопросы, связанные с изучаемым объектом, оценивают ответы. Завершается игра праздником «Любимый город» с участием родителей и небольшим концертом силами самих участников.

Воспитательное значение такой игры трудно переоценить. Она не только развивает познавательный интерес, но и способствует возникновению ощущения связи с родным городом, его историей, и одновременно закрепляются знания и умения в области правовых норм, определяющих поведение на улице.

На начальной ступени гражданско-правовое образование реализуется также посредством различных форм внеурочной и внешкольной воспитательной работы (классные и библиотечные часы: «Понятия «я», «Кто я»). Это библиотечные часы из серии «Первые шаги» – они помогают детям лучше узнать себя и друг друга.

Учащиеся 4-го класса участвуют в работе органов школьного самоуправления в качестве стажеров. Гражданско-правовое образование на начальной ступени в нашей школе носит прикладной характер и решает задачу становления гуманистически ориентированной личности, обладающей гражданскими чувствами и чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей среды.

На втором этапе гражданско-правового образования особая роль принадлежит основной школе. Курс «Граждановедение» – один из наиболее удачных вариантов обществознания. Возможности его достаточно большие, он богат своим содержанием. Самое главное, на мой взгляд, в обучении учащихся – это реализация потребностей детей в самопознании, самовоспитании, самоутверждении. Ни один из предметов не обладает такими большими возможностями в организации направленности личностного развития детей. Успех его определяется хорошим содержанием учебного материала, который я дополняю «Основами потребительского законодательства». Эта программа – составная часть курса «Граждановедение» и предназначена для учащихся 5-9-х классов.

В 5-м классе школьники получают начальные сведения о потребительском рынке (3 часа). В 6-м классе основное внимание сосредоточено на праве потребителя на информацию и применение этого права в повседневной жизни (3 часа). В 7-м классе изучаются права потребителя на качество и безопасность товаров и услуг (4 часа). В 8-м классе изучается право потребителя на государственную и общественную защиту (3 часа). В 9-м классе в курсе «Право и политика» систематизируются знания и умения школьников в области защиты прав потребителей.

Хочется подчеркнуть особенности преподавания курса «Граждановедение». Это нетрадиционные методы работы общения: ненавязчивость, отсутствие назидательности, работа в игровой форме, но обязательно с активным участием детей.

Опыт преподавания «Граждановедения» позволяет сделать вывод, что первый урок очень важен как для учителя, так и для учеников.

Особенностью методики преподавания «Граждановедения» является создание доверительных отношений между учителем и каждым учеником. Урок знакомства «Здравствуй, Граждановедение!» обязательно провожу в форме эвристической беседы. Ученики заполняют «Карту страны Граждановедения», «Декларацию путешественника в страну Граждановедения», где ученики выбирают различные способы путешествия: от лошади до космических ракет, записывают цель путешествия и как долго они собираются изучать «Граждановедение». Интересно проходят беседы по наиболее проблемным вопросам, а их уже много с 5-6-го класса – это «добро» и «зло», «демократия», «диктатура», «что такое равноправие» и др. Учащиеся вступают в спор, приводят противоречивые примеры и не соглашаются с общепринятой точкой зрения или взглядами учителя, приводят доводы родителей. Подобные моменты очень значимы. Идет процесс самоопределения, формирования мировоззрения ребят. Это позволяет сделать вывод: именно личностное развитие, самоопределение позволяет учащимся расти в настоящих граждан России.

Интересно проходят уроки-размышления «Мораль и право», уроки самопознания «Демократия» и др. В 7-м классе изучается курс-модуль «Ответственность за правонарушения».

Главная цель курса «Граждановедение» в 8-м классе – это развитие личности гражданина, способного строить счастливую жизнь, соблюдая законы, уважая и оберегая их. Основное значение здесь имеют активные формы учебной работы: деловые игры, ситуационные методики, работа в группах. Они дают простор для творчества, включают ребят в активный процесс познания мира, людей и самих себя, помогают подняться на высокий уровень освоения темы, требуют широкого кругозора, эрудиции и находчивости. На уроке по теме «О гражданине», работая в группах, ребята должны были рассказать о человеке – «Гражданине» с большой буквы, одна из групп рассказала о докторе Рошаль, его гражданском поступке, спасении детей при захвате террористами «Норд-Оста» в октябре 2002 г. в Москве. Ученики понимают, что для совершения любого полезного поступка нужны нравственные усилия, усилия души и разума, значительно большие усилия требуются для совершенствования поступка на благо других, на благо страны.

На уроках ребята правильно рассуждают «что такое хорошо» и «что такое плохо», соотносят поступки с нормами морали и права, но иногда, оказавшись в незнакомой, внеурочной, внешкольной обстановке, ведут себя прямо противоположно. Причина таких действий в том, что мал их жизненный опыт, отрицательно воздействует на них окружающая среда. Эту задачу помогает решать система внеурочной воспитательной работы.

Второй год в школе работает кружок правовых знаний, деятельность кружка направлена на расширение кругозора, формирование личного интереса подростка к правовым проблемам. Участники кружка подготавливают и проводят беседы по классам по правовому воспитанию:

5-7-е классы «Личная ответственность школьника»;

«Уважай правопорядок, честно относись к общественному долгу»;

«Вредные привычки мешают нам жить»;

«Преступление – действие не только умышленное, но и жестокое».

Система внеклассной работы, правильная организация досуга детей (в школе есть детский «Русский оркестр» народных инструментов, ансамбли «Сказка», «Улыбка») и совершенствование системы школьного самоуправления помогают в формировании практических навыков детей по применению знаний, полученных на уроках.

Завершают школьное гражданско-правовое образование 3-й и 4-й этапы, которые подготавливают старшеклассников к осознанному выбору дальнейшего жизненного пути.

На 3-м этапе основное образование представлено предметными формами обучения:

9-й класс – «Право и политика»;

10-11-е классы – «Основы экономики», «Основы законодательства», «Человек и общество».

На 4-м этапе реализуется и дополнительное образование – индивидуально-групповые формы обучения по спецкурсам:

«Основы бизнеса»;

«Беседы о правах человека»;

«Семейное право»;

«Трудовое право»;

«Уголовное право»;

«Нотариат».

Старшеклассники применяют свои знания на практике, проводят беседы по классам, по правовому воспитанию для 8-11-х классов:

«Воспитательная роль права»;

«Закон обо мне и мне о законе»;

«Моральная, юридическая ответственность»;

«Твои права и обязанности».

Таким образом, реализация содержания гражданско-правового образования в СШ № 3 с углубленным изучением музыкальных предметов осуществляется в условиях самоопределения личности, этому способствует и «школьный уклад».

Галина СВИРИДОВА, учитель граждановедения, Бежецк, Тверская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте