search
main
0

Региональный опыт Мир оказался многоцветным

Второй год в Орловском государственном университете первокурсникам юридического факультета по выбору предлагается принципиально новый специальный курс, который носит название “Введение в проблемы правового образования”. Он отвечает требованиям международных стандартов, современным педагогическим требованиям, направлен на рассмотрение наиболее актуальных правовых вопросов, которые касаются отношений человека, общества, государства, международного сообщества, и дает первоначальные представления о юридической специальности. Значительное влияние на разработку материалов оказала международная образовательная программа “Живое право”, созданная сотрудниками Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г.Ольденбургского. Она обогатила наш спецкурс современными философскими представлениями о правовом образовании и некоторыми педагогическими технологиями.
В спецкурсе реализуются следующие направления: 1. В качестве базовой идеи обучения используется критическая модель демократии, для которой характерны разворачивание широкой дискуссии, выстраивание устойчивых диалогических каналов коммуникации и поддержание разнообразия на учебном занятии. 2. Применение возрастного подхода, который направлен на становление, развитие и поддержание гражданской позиции учащихся через механизмы взросления, освоения социальных ролей, характерных для свободного демократического общества. 3. Закладывание основ для постепенной институциональной трансформации учебного заведения, освоения гражданских сетевых связей, что усиливает взаимозависимость граждан от различных организационных структур, выявляет неявные механизмы распределения власти и влияет на передачу учащимся правовых ценностей. 4. Важнейшим компонентом спецкурса является его инновационный характер, что позволяет не просто введение нового учебного содержания, но и внедрение новых методов управления учебным процессом, в котором обеспечено широкое участие учащихся. 5. В рамках спецкурса осуществляется переход от традиционного предметного преподавания к проблемно-рефлексивному.
Основной единицей содержания курса является актуальная социально смоделированная и контекстуально полная правовая ситуация, исследуя которую студенты создают и осваивают структуры открытого общества, строят свое понимание. При этом существенным моментом обучения является рефлексивное обсуждение, связывающее реальные и близкие им проблемы с их будущим опытом и теоретическими знаниями. В процессе обучения первокурсники активно вовлекаются в учебную деятельность по освоению окружающей действительности и исследованию собственных моральных и гражданских ценностей. При этом они получают позитивный опыт, участвуя в исследовании социальных проблем и принимая взвешенные и ответственные решения. Новый курс преподается в течение одного семестра, на него отводится 50 часов. Он ориентирован на формирование у студентов знаний, умений и ценностей, необходимых для успешного овладения правовыми дисциплинами, и направлен на обеспечение практического понимания права и юридической системы в целом, которое может быть использовано в последующем изучении отдельных отраслей права, развитие базовых юридических умений и навыков, таких, как аналитическое, критическое мышление, оценивание ситуаций, имеющих отношение к праву, принятие взвешенных решений и разрешение проблем, на освоение фундаментальных правовых ценностей и принципов, которые лежат в основе конституции, законов и юридических систем. Курс имеет практическую направленность. Учебный материал приближен к реальному использованию в повседневной жизни. Изучение правовой проблематики предполагает знакомство студентов с широким кругом юридических противоречий, анализ которых значительно углубляет понимание роли права, юристов и юридической системы в обществе.
Проблематика специального курса широка и разнообразна, но в ее центре находятся наиболее значимые вопросы развития права: от создания “правового пространства” в конкретной учебной аудитории – студенты – участники спецкурса совместно с преподавателем принимают правила взаимодействия и стандарты оценивания – до исследования отдельных противоречивых правовых проблем, которые непосредственно касаются определенных отраслей права; от экскурса в историю наиболее актуальных правовых вопросов до рассмотрения перспектив развития юридической деятельности.
Содержание спецкурса традиционно: фундаментальные проблемы теории и истории государства и права и наиболее актуальные проблемы отдельных отраслей права и международного права. Однако есть отдельные вопросы, которые затрагиваются крайне редко. Это профессиональная этика юриста, эффективные формы и методы протеста, механизмы защиты прав человека, роль омбудсмена в обществе и государстве. Но главное отличие – преимущественное применение активных и интерактивных методов обучения, учебные игры, моделирование, учебное сотрудничество, работа в малых группах, проекты и другие. Преподаватель не объясняет основные понятия, принципы, теории права и государства, а организует соответствующие педагогические технологии, которые вовлекают учащихся в активное исследование окружающего мира, человека и виртуального правового пространства. Первокурсники, разбирая ситуации, знакомятся с юридическими противоречиями и путями их преодоления. В конце изучения они пишут эссе, которое позволяет еще раз поразмышлять о правовых проблемах и оценить свою учебную работу, подумать о том, что получилось и что стоило сделать лучше. Еще раз проанализировать правовые проблемы, которые они исследовали на учебных занятиях, и сформулировать пожелание будущим первокурсникам. Данные эссе помогают преподавателю оценить свою деятельность и сделать ее еще более качественной.
Студенты обращают внимание на то, что спецкурс позволяет им повысить личную самооценку, научиться слушать и уважать чужое мнение, формулировать и высказывать собственную позицию, находить компромисс и убеждать, отстаивая свое мнение, сотрудничать, разрешая сложные юридические вопросы. Отмечают значение правил взаимодействия, которые, после обсуждения, принимаются на первом занятии, а на последующих корректируются и дополняются, что позволяет практически осознать роль норм и правил в жизни. Большое впечатление на студентов производит свобода слова и мнений, которая сначала их ошеломляет, а затем они осваивают пути ответственного отношения к ней, так как это единственный разумный способ разрешения проблем. Студенты убеждаются, что не существует единственно правильного ответа на все вопросы, а общественные проблемы требуют совместного тщательного обсуждения и коллективного решения, которое снижает риск принятия неразумного и безответственного решения. Один из слушателей курса написал: “Рассмотренные на учебных занятиях правовые проблемы заставили меня задуматься, и я понял, что в этом мире не все делится на черное и белое, есть и другие цвета”. Во многих эссе отмечено, что “спецкурс позволил приблизиться к будущей профессии юриста и понять ее значение”.

Юрий АНТЮХОВ,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Орловского государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте