Закончились региональные школьные конкурсы 2002 года. Ребята в своих письменных работах показали себя правоведами, правозащитниками, философами, социологами, политологами и футурологами. Все этапы соревнования выявили любопытную деталь – дети из глубинки отличаются не меньшей, а такой же высокой начитанностью, информированностью, что и из крупных городов. Авторов работ волнуют те же проблемы, что и многих депутатов, политических деятелей. Они порой предлагают интересные и вполне реальные возможности их решения.
Законы о любви, о счастье, о богатстве
Более трехсот старшеклассников из городов и сел Красноярского края, Иркутской области, Таймыра, Хакасии и Тывы прислали свои работы на конкурс. На первый взгляд цифра небольшая. Но дело в том, что с воспитанием инициативы и активной жизненной позиции в наших школах дела обстоят не очень хорошо, а участие в конкурсе было сугубо добровольным. К тому же многие ребята очень серьезно отнеслись к высокому уровню конкурса и просто постеснялись в нем участвовать. Тем не менее нашлись школьники, которых всерьез волнует проблема прав человека в современном мире.
Организаторов конкурса очень порадовал тот факт, что большое количество работ были присланы из такого “неблагополучного” сибирского региона, как Республика Тыва. По словам члена оргкомитета Ольги Саломатовой, когда она приехала в Улан-Удэ, ей сообщили, что в городе крайне неблагоприятная криминогенная обстановка. Тем не менее работы, присланные из Тывы, выгодно отличались от других, и большая их часть была отобрана для финального соревнования.
Большинство сочинений отличались глубоким анализом и критическим подходом к мировой и, в частности, к российской правовой действительности. 14-16-летние подростки проштудировали массу очень серьезной научной юридической и политологической литературы. Не говоря уже о стиле изложения. Стоит также отметить, что ребята выступали не только с критикой, но и предлагали конкретные пути решения многих проблем. По словам директора Института психологии и педагогики развития Бориса Хасана, в большинстве случаев это были очень зрелые рассуждения. Хотя в них присутствовала некоторая наивность, мечта, все же очень много работ выполнено с большой осторожностью и чувствительностью к правовому материалу. Особое внимание уделялось также правам ребенка, что, в общем, логично, если учесть возраст участников.
Жюри выбрало 26 лучших работ конкурсантов, которые в начале декабря собрались на базе отдыха “Гренада”. Два дня им предстояло пожить в виртуальной стране с вполне логичным названием “ПРАВИЯ”. Организаторы приготовили ребятам много сюрпризов и игровых ситуаций, в которых им представилась возможность показать свое знание прав, закрепленных в конвенции и решениях ООН о правах человека; поделиться представлениями и убеждениями относительно реализации их в жизни; продемонстрировать знание механизмов защиты нарушенных прав; применить свои знания в решении практических ситуативных задач в игре правовой КВН. И, надо сказать, с большинством заданий ребята успешно справились. Например, законы для своей страны школьники написали самостоятельно. Причем это были не простые законы вроде Конституции или закона “О гражданстве”. Это были законы “О любви”, “О веселье”, “О здоровье”, “О счастье”, “О богатстве”.
Победителем стал Игорь Белозеров, одиннадцатиклассник из Абакана. Он поднял проблему незащищенности имущественных прав несовершеннолетних. Члены жюри признали в нем особую рассудительность и недетское здравомыслие.
Татьяна ТИМКОВА,
координатор конкурса региона Восточная Сибирь
Два дня одного года
Дом отдыха “Строитель”, окруженный великолепным кедровым лесом, расположенный в пригороде Томска, два дня принимал необычных гостей. Это были участники второго (устного) этапа западносибирского регионального школьного конкурса “Права человека в современном мире”. Всего сюда приехали 24 подростка: 12 – из Омска, 6 – из Томска, 5 – из Барнаула и 1 – из Новосибирска. Ребята быстро перезнакомились не только между собой, но и с отдыхавшими здесь ветеранами Великой Отечественной войны.
А потом ребята начали защищать свои письменные работы. И с первых выступлений члены жюри почувствовали себя в довольно затруднительном положении: и сами сочинения, и их защита свидетельствовали о блестящей подготовке учащихся, их глубоких знаниях права, документов, связанных с правами человека. Согласно регламенту они в первый день защищали свои работы, а во второй – комментировали жизненные ситуации, предложенные им в билетах. Члены жюри – известные специалисты из Томска и Омска – задавали школьникам довольно сложные вопросы, а те охотно и со знанием дела отвечали, умело отстаивали свою позицию, порой разгоралась настоящая дискуссия. Это чаще всего была беседа на равных или почти на равных.
По условиям конкурса шесть ребят должны были стать победителями (с правом поездки в Москву на финал финалов) и еще десять – лауреатами (без поездки в Москву, но с правом публикации работы). Жюри довольно трудно было выбрать лучших из лучших. Члены его сожалели, что первое место всего одно, а не пять или хотя бы три. Но вот победители все же были определены. И началась кульминация праздника. Вручение дипломов и призов. Местное телевидение снимало документальный фильм “Два дня одного года”. Они надолго запомнятся и ребятам, и взрослым. Финалистам были вручены: музыкальный центр, CD-плееры, фотоаппараты.
Борис КРЕЙНДЕЛЬ,
председатель комиссии по правам человека в Томской области
Право быть счастливыми
В первые дни декабря в Екатеринбурге были подведены итоги школьного регионального конкурса “Права человека в современном мире”. Всего на конкурс было представлено 970 эссе со всего Уральского региона: Свердловской, Челябинской, Пермской, Тюменской областей. В своих сочинениях старшеклассники, опираясь на Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ, излагали мысли на тему “Каждый человек имеет право…” А имеет ли? Дети с болью и возмущением говорили о нарушении прав вынужденных переселенцев и беженцев, о терроризме и действующих фашистских организациях, о нарушении социальных прав детей и взрослых. Такие маленькие и такие взрослые наши дети предлагали свои пути и варианты построения правового государства.
Из 970 работ экспертный совет с большим трудом отобрал 37 лучших.
Организаторы финальной церемонии, члены Екатеринбургского общества “Мемориал”, постарались сделать все, чтобы мероприятие стало для детей не столько экзаменом, сколько праздником.
Педагоги, консультировавшие участников конкурса, были приглашены на семинар по правам человека.
Наталья ПАЭГЛЕ,
координатор проекта
по Карпинску-Краснотурьинску
Их ждет Москва
На финал в Петрозаводск приехали 18 старшеклассников из Мурманской, Архангельской, Псковской, Новгородской областей, Республики Коми, Санкт-Петербурга и Карелии.
В первый день был организован семинар. Специалисты правозащитного союза Республики Карелия и юниорского союза “Дорога” провели для ребят лекции и ролевую игру. Во второй день состоялась публичная защита сочинений и эссе в школах Петрозаводска.
В третий день ребятам были предложены четыре конкурсных задания.
Первое – “Права человека и мы”. Каждый должен был всего за 30 секунд убедить зал в важности прав человека в нашей жизни. Второе – “Правозащитный комментарий”. Ребята наблюдали за ситуациями-сценками, потом определяли, какие именно права в этих эпизодах были нарушены. Третье задание – “Расследование”. Участники конкурса должны были правильно написать заявление на имя директора о проведении дисциплинарного расследования по фактам нарушения прав ребенка в школе. Четвертое – “Толковый совет”. Финалисты выслушивали рассказы зрителей о ситуациях, которые с ними происходили, а затем давали совет, как в подобных случаях можно защитить свои права.
Победители были награждены грамотами, памятными призами, значками и книгами, а также подарками.
Денис РОГАТКИН,
координатор конкурса
Петрозаводск
Статьи декларации наизусть
В поселке Солотча, расположенном в изумительной по красоте рязанской Мещере, состоялся финал школьного конкурса Центрального, Южного и Поволжского регионов. Сюда приехали дети из четырех республик: Дагестана, Татарстана, Удмуртии, Мордовии, восьми областей: Белгородской, Воронежской, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Смоленской, Ульяновской, Ярославской и Краснодарского края.
Ребята защищали свои письменные работы, показывали теоретические знания. Жюри, в состав которого входили известные в правозащитных кругах люди – А.Блинушов, председатель Рязанского “Мемориала”, Ю.Середа, редактор журнала “Карта”, С.Иванова, руководитель Рязанской школы прав человека, Г.Артемова, директор Рязанского филиала Академии права и управления, А.Сунгуров, сотрудник екатеринбургского “Мемориала” – были приятно удивлены полными и глубокими ответами. Школьники продемонстрировали хорошую литературную речь, умение убедительно доказывать высказанные положения и основательное знакомство с документами о правах человека. Некоторые ребята едва ли не наизусть знают все статьи Декларации прав человека. Все финалисты и лауреаты получили памятные призы и почетные грамоты.
Александр ЛЕСИН,
руководитель конкурса региона Центр, Юг, Поволжье РФ
Юные исследователи и мыслители
Тема школьного конкурса “Права человека в современном мире” привлекла многих ребят нашего Дальневосточного региона. Всего в нем участвовало почти 280 человек. На финальное соревнование во Владивосток приехали двадцать подростков из школ и профессионально-технических училищ Приморского, Хабаровского краев, Еврейской автономной области. География получилась довольно широкая: Владивосток, Дальногорск, Арсеньев, Находка, Артем, Лесозаводск, Спасск-Дальний, Уссурийск, Хабаровск, пос. Теплоозерск. Большинство эссе посвящены правам ребенка и праву на жизнь, видимо, сегодня это особенно волнует школьников. Приведу только несколько названий сочинений: “Защита прав ребенка в РФ”, “Права человека и медицина -трансплантация органов и тканей”, “Международный терроризм – угроза правам человека на жизнь”, “Охрана семьи и детства”.
В своих сочинениях многие ребята поднимаются до философского осмысления проблемы, которую исследуют. Их интересно читать и радоваться, как глубоко наши дети умеют мыслить.
Наталия ВИТКОВСКАЯ,
директор Дальневосточного центра экономического образования
Комментарии