search
main
0

Региональная сеть должна быть самостоятельной. И не требовать подкормки от государства

О том, как сегодня проходит компьютеризация российских школ и подключение их к интернету, мы попросили рассказать директора ГУ «Исполнительная дирекция «Дети России» Министерства образования и науки РФ Ирину Кузнецову.

– В 2003 году на реализацию программы РЕОИС из дополнительных доходов государства было выделено около 1,5 миллиарда рублей, – рассказывает Ирина Владимировна. – Поскольку к нам неоднократно обращались регионы и была настоятельная рекомендация Счетной палаты РФ продолжить компьютеризацию сельских школ, мы решили, что основная часть выделенных средств пойдет на компьютеризацию, которая была начата в 2001 году. Потому что тогда в 31 тысячу школ поставили не более 1-3 компьютеров. Хотя сетевое оборудование в регионы мы поставляли на полные компьютерные классы. То есть уже тогда закладывалось продолжение этого проекта. В прошлом году, как только вышло постановление правительства об изменении Закона «О бюджете», мы объявили конкурс поставщиков на реализацию мероприятий по поставке компьютерного оборудования в сельские школы и подключению школ к сети «Интернет». Третий проект, который мы реализуем за счет этих средств совместно с регионами, – это проект по оснащению школьных библиотек компьютерным оборудованием и медиатеками.

Если брать только оборудование, то оно ставится приоритетно в сельские школы. Ведется допоставка компьютерного оборудования в библиотеки всех школ. Фактически более 49 тысяч школьных библиотек получат как минимум по одному компьютеру и принтеру. Около 15 тысяч сельских школ получат фрагменты компьютерных классов. Надеемся, что в этом году основная проблема с компьютеризацией сельских школ будет решена. Но это при том условии, что большая часть регионов примет участие в этом проекте. Ведь наша работа строится на сотрудничестве. Каждый регион участвует в долевом финансировании проекта и в организации работ на местах – создании и охране складов и, самое главное, доставке оборудования в школы, монтаж и ввод его в эксплуатацию.

Таким образом, сельские школы были доукомплектованы, но некоторые регионы за те два года, когда мы не осуществляли поставки, работали по своим программам. И многие из них практически оснастили все свои сельские школы, например, Архангельская, Липецкая, Калининградская области. Те регионы, которые желают участвовать в проекте, но уже полностью укомплектовали сельские школы, готовы присоединиться к проекту, чтобы оснастить оборудованием по нынешним ценам городские и поселковые школы, где явный дефицит компьютеров. То есть мы сейчас оборудуем не только сельские школы, но и доукомплектовываем те, которые не смогли охватить компьютеризацией в 2002 году.

Чтобы подключить школы к интернету, мы заключили соглашения с 25 регионами. Эта программа разбита на 20 разных проектов. Например, на проект по подключению всех школ без исключения. Есть проекты, через которые регион подключает только 35 школ. Состав участников очень разный – государственные учреждения, университеты, коммерческие компании, мелкие и крупные информационные центры. Различны и технологические решения – спутниковые варианты и даже модемы. Стоимость подключения тоже варьируется. Например, в Ярославской области было подано две заявки, там стоимость подключения двух соседних школ в одном из районов отличалась в 3,5 раза. Дело в том, что рядом с одной школой есть вышка с телекоммуникациями, а рядом с другой – нет. В проекте детально изложены концепция, стоимость и топографическая карта расположения школ.

Программа состоит из нескольких этапов. Сейчас, с моей точки зрения, заканчивается самый сложный, потому что он будет подвержен самой тщательной экспертизе. Если у проектов окажется слабая техническая база, и наши эксперты их не пропустят, то часть из них может быть закрыта. Мы будем финансировать только те программы, которые будут сопровождены технической документацией и технологическим решением, полностью отвечающим запросам сегодняшнего дня. После этого коммерческие фирмы и компании получат разрешение на поставку компьютерного оборудования и его монтаж. Первый этап работы во многом будет зависеть от усилий экспертной комиссии Министерства образования и науки и методики экспертизы, которую сейчас разрабатывает Управление информатизации МО РФ. Как только мы получим приказ, утверждающий эту методику, приступим к экспертизе первых проектов, которые прошли нулевой цикл. Это достаточно сложная программа, но необходимо провести ее без затяжек и проволочек, и самое главное, чтобы потребители от нее не отказались.

– А что, они могут и отказаться?

– Когда люди не понимают, что делать, то это вполне возможно. Мы должны объяснить каждой школе, что будет после того, как оборудование сдадут под ключ. На местах должны понять дальнейший механизм самофинансирования проекта. Это было одним из условий отбора. Представьте, мы подключили все школы к интернету, и что дальше? Какова будет структура сети, сможет ли она себя обеспечить, предоставляя социальные услуги внутри региона? Или этот проект должен всегда требовать подкормки либо от государства, либо от муниципалитета. Мы должны быть уверены, что запускаем программу, которая дальше сможет жить самостоятельно. Это тоже было одним из условий конкурса.

– Есть ли такие регионы, где хуже всего обстоят дела с компьютеризацией и подключением к интернету?

– Сейчас ситуация выравнивается. Отстающих регионов в принципе нет. Более того, мотивация к использованию ИКТ в образовательном процессе очень велика. Сравнивая данные мониторинга и рассматривая региональные программы, видно, как далеко за четыре года шагнула информатизация образования. Мы не напрасно поставили хотя бы по одному компьютеру в каждую школу. Это мотивировало учителей и детей. Сегодня к продвинутым в области компьютерных технологий можно отнести такие регионы, как Москва и Санкт-Петербург, Алтайский и Хабаровский края, Архангельская область, Карелия, Якутия, Воронежская, Тамбовская и Ленинградская области. Что касается Камчатской и Сахалинской областей, то они в информационном плане развиты не менее чем некоторые регионы центрального федерального округа.

– С каким расчетом поставляются компьютеры в сельские школы, в том числе малокомплектные?

– В школе, пусть даже самой малочисленной, должен быть хотя бы один компьютер. Если в школе более 80-100 человек, то для организации полноценного учебного процесса должно быть как минимум три-пять компьютеров. Если говорить об информатизации, то, по сути, мы сделали только первый шаг в этом направлении – открыли компьютерные классы и продолжаем их создавать. Второй шаг более насущный – предоставление компьютера как технического средства обучения педагога. Сегодня он нужен каждому учителю-предметнику. В каждом классе, не говоря о кабинетах информатики, компьютер должен стоять на столе учителя, и две-три машины нужны для самостоятельной работы школьников.

– Сделано, действительно, немало. Но ведь проблемы остаются. Какие из них, по-вашему, самые важные, требующие решения в первую очередь?

– Если говорить о программе РЕОИС, то сегодня главная проблема – это ревизия того, что сделано. Я имею в виду содержание. Финансовые же ревизии у нас проводятся два раза в год. Необходимо выделить приоритетные планы на будущее. В 2006 году мы выходим на новый виток программы РЕОИС. В том виде, в котором будет жить информатизация образования дальше, – это самая большая проблема, которая будет определять, как продолжать модернизировать образование и какими темпами. По сути дела, информатизация – основной ресурс модернизации. И если он ослабеет, то модернизировать образование будет практически невозможно. Нужно заострять внимание не только на развитие высоких технологий, но и на широкомасштабную информатизацию за счет привлечения периодических изданий и библиотечных ресурсов. В глубинке должны иметь выход в любую библиотеку страны и мира. Тогда образование будет одинаково доступно как московскому школьнику, так и ученику из глубинки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте