В Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент России В.В.Путин поставил перед нами конкретные и одновременно глобальные по своей значимости задачи: с одной стороны, речь идет о качестве российского образования, его конкурентоспособности, в то же время ставится задача «воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Ради достижения этой цели в этом году мы приступили к перезагрузке региональной программы воспитания. А точнее – к созданию и реализации обновленного документа в соответствии с утвержденной Стратегией воспитания в России до 2025 года. Почему для нас так важна эта программа? В первую очередь это подготовка к социально-экономическому прорыву. Нам необходимо использовать технологические возможности для формирования и реализации идей и проектов. Еще одна глобальная цель – вовлечение детей и молодежи в активную гражданскую деятельность. Перед нами стоит задача воспитать неравнодушного человека, который знает свои права и обязанности. В настоящее время проект обновленной программы включает в себя ряд задач и мероприятий по 8 направлениям. Это гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, трудовое, экологическое, физическое воспитание, а также популяризация научных знаний и приобщение детей к культурному наследию. Кроме того, в программе особое внимание будет уделено внедрению современных моделей ученического самоуправления, новых форм профориентации школьников через реализацию проектов «Билет в будущее», «Онлайн-уроки Проектория», «Неделя без турникета». Также запланировано разработать и запустить новые патриотические проекты «Парта Героя» и «Память поколений», усилить работу по здоровьесбережению учащихся.
Инфраструктура воспитания
В Ульяновской области она представляет собой совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена на организацию и осуществление воспитания детей; защиту их гражданских прав и свобод, охрану их жизни и здоровья; создание условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме. Сегодня система образования Ульяновской области насчитывает 791 образовательную организацию, в том числе 283 детских сада, 393 муниципальные общеобразовательные организации, 62 организации дополнительного образования детей, 37 профессиональных образовательных организаций; 16 областных государственных казенных учреждений и 3 негосударственных.
В этой структуре необходимо выделить школьные библиотеки, школьные музеи, военно-патриотические и школьные спортивные клубы, 262 современных информационно-библиотечных центра. Военно-патриотические клубы созданы на базе 131 школы; спортивные клубы созданы на базе 258 школ; музеи или краеведческие комнаты есть в каждой школе. Помимо образовательных организаций к инфраструктуре воспитания следует отнести учреждения культуры и спорта, с которыми осуществляется сетевое взаимодействие.
В работу по воспитанию вовлечены областные учреждения: Дворец творчества детей и молодежи и два детских образовательно-оздоровительных центра круглогодичного действия – «Юность» и «Алые паруса», которые выступают основными площадками для проведения региональных массовых мероприятий с детьми, а также для апробации новых технологий, форм работы в области воспитания.
Большие надежды мы возлагаем на Региональный модельный центр дополнительного образования детей. В рамках межведомственного и внутриведомственного сотрудничества 246 школ осуществляют взаимодействие с учреждениями спорта (59%), на базе 124 школ открыты отделения детских школ искусств (30%), 238 школ постоянно сотрудничают с библиотеками (57%), 227 – с другими учреждениями культуры (55%).
Кадровые ресурсы
Мы понимаем, что воспитать современных детей могут педагоги, владеющие современными технологиями. Во взаимодействии с организациями-партнерами, прежде всего с Ульяновским государственным педагогическим университетом, центром психологической помощи «Росток», Детской областной библиотекой имени С.Аксакова, правоохранительными органами, организуются на постоянной основе обучающие мероприятия с педагогами образовательных организаций. Мотивирует к профессиональному росту участие учителей во всероссийских и региональных конкурсах «Воспитать человека», «Самый классный классный», «Самый классный класс». В нашем регионе еще одним знаковым событием стало возрождение института старших вожатых. Сейчас более 80% школ имеют в своем штатном расписании эту должность.
Воспитание через культуру
В образовании задача продвижения культуры решалась при помощи музейной педагогики. У нас появились три массовых воспитательных проекта: «Сохрани свою историю», «Воспитай патриота» и «Культурный дневник младшего школьника». Сегодня в Ульяновской области в 412 общеобразовательных организациях действуют 280 школьных музеев, 120 краеведческих комнат, 148 музейных уголков. Ежегодно с 2009 года проводится областной конкурс проектов школьных музеев «Сохрани свою историю». За 10 лет проведения конкурса в областном этапе приняли участие 356 проектов школьных музеев, 128 проектов получили денежные поощрения на реализацию. Часто школьный музей становится центром воспитания не только школы, но и микрорайона или всего муниципального образования. Есть у нас пример, когда школьный музей перерос в отдельное учреждение культуры.
Региональный проект «Воспитай патриота!» реализуется с 2010 года. Организаторами выступают Министерство образования и науки Ульяновской области, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, а также Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И.Ленина». В рамках проекта музеи проводят для школ уроки по различным предметам, классные часы для школьников в форме творческих уроков «общения» с историческими раритетами, викторины, основанные на материалах музейных экспозиций. Сейчас в проекте задействованы все школы областной столицы и еще 30 школ в муниципалитетах. За 2010‑2019 годы в проекте приняли участие более 140 тысяч школьников региона.
С 2012 года запущен региональный культурно-образовательный проект «Культурный дневник младшего школьника». Это интерактивное пособие, в котором в игровой форме рассказывается об истории, культуре, духовных и природных памятниках нашей области. В культурном дневнике фиксируются посещения детьми совместно с родителями, а также с классом или группой учреждений культуры. Пособия разработаны для учеников с 1‑го по 4‑й класс на каждый учебный год с отдельной рабочей тетрадью.
Патриотическое воспитание
Так как реализация этой стратегической идеи по времени совпала с подготовкой и празднованием 70‑летия Победы в Великой Отечественной войне, то система образования откликнулась новыми проектами: «Вахта памяти – Пост №1», «Имя героя – школе», и «1418 огненных верст».
Проект «Пост №1» реализуется во всех муниципальных образованиях Ульяновской области с 2014 года. В муниципальных образованиях Ульяновской области Пост №1 выставляется в дни воинской славы и памятные даты России. В преддверии 9 Мая и в День Победы ежегодно на Пост №1 по всей области у обелисков и мемориалов «Вечный огнонь» заступают около 4000 школьников и студентов.
Но сердцем проекта является г. Ульяновск, где на площади 30‑летия Победы школьники несут Вахту памяти у Вечного огня круглогодично без выходных, праздников и каникул. На весь год составлен график несения Вахты памяти среди образовательных организаций г. Ульяновска, каждая школа участвует в работе Поста №1 в течение двух недель.
С 2015 года в Ульяновской области реализуется проект «1418 огненных верст». Проект проводится в три этапа. Первый – конкурс исследовательских краеведческих работ об истории 1‑й и 45‑й стрелковых дивизий, сформированных в годы Великой Отечественной войны на территории региона. Второй – походы школьников по родному краю по памятным местам, связанным с Великой Отечественной войной, в соответствии с разработанными в каждом муниципальном образовании Ульяновской области маршрутами (59 верст в каждом районе, что в совокупности составляет 1418 верст). В походах ежегодно школьники проводят трудовые десанты, встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, концерты, митинги, оказывают бытовую помощь ветеранам и пожилым гражданам. Третий – поездка победителей исследовательского конкурса по местам боевой славы 1‑й и 45‑й стрелковой дивизий. Ребята уже посетили города Волгоград, Москву, Тулу, Смоленск, Орел. В 2019 году планируют посетить города Республики Беларусь – Оршу и Могилев.
Проект «Имя героя – школе» также реализуется с 2015 года. В рамках проекта школы борются за право присвоить имена выдающихся земляков. С 2015 по 2018 год имена выдающихся земляков присвоены 63 школам, всего в регионе именных школ – 87. Кто такие герои для нас? Это не только Герои Советского Союза или Герои России, совершившие боевые подвиги, но и деятели культуры и искусства, выдающиеся педагоги, врачи, ученые, Герои Социалистического Труда, прославившие свою малую родину или внесшие значительный вклад в развитие школы, родного села. Зная героев среди земляков прошлого и настоящего, ребенок должен не только четко представлять свои жизненные цели в будущем, но и осознавать, кем он является в настоящем. Нам нужно неустанно формировать установку: «Начни с себя!», прояви свою активную позицию по отношению к земле, на которой живешь, стань активным по отношению к своей жизни.
Развитие ученического самоуправления
Стратегия развития воспитания в России вдохновила нас на создание региональных проектов по развитию ученического самоуправления, детских общественных организаций, добровольчества. Эти проекты запущены в Ульяновской области совсем недавно: «Десятилетие доброты», «Детская общественная палата», «Современная модель ученического самоуправления». Проект «Десятилетие доброты» стартовал в Ульяновской области в сентябре 2017 года с урока доброты, который для четвероклассников сельской школы провел губернатор Ульяновской области С.И.Морозов. Проект предполагает большую работу со всеми слоями населения региона по развитию благотворительности, меценатства, поддержки волонтерских отрядов, добровольчества. Для школьников в проекте есть направление «Поколение добра». Его целью является научить взаимовыручке, открытости, бескорыстной дружбе, состраданию и милосердию. Это базовые духовные ценности, без которых невозможно представить здоровое общество. В настоящее время в образовательных организациях Ульяновской области существует 467 волонтерских отрядов по 4 направлениям деятельности: гражданско-патриотическое, экологическое, здоровьесбережение, безопасность на дорогах. Но эти отряды действуют на базе только 35% школ. Сейчас мы поставили себе цель добиться охвата всех школ волонтерским движением.
С 2012 года у юных ульяновцев свой профессиональный праздник – День школьника. Он отмечается 8 октября. В этот день проходят торжественные мероприятия, в школах организуются дни самоуправления, концертные и игровые программы, ежегодно школьники встречаются с главой региона. В этот день, как правило, презентуются или стартуют новые проекты для школьников. Так, 8 октября 2017 года был презентован проект «Детская общественная палата Ульяновской области». Уже в ноябре 2017 года был сформирован первый состав детской палаты, в него вошли активисты детских общественных организаций всех муниципальных образований Ульяновской области, представители региональных отделений всероссийских детских объединений. Детская палата работает в тесной связи со взрослой Общественной палатой. В декабре 2018 года сформирован второй состав палаты, во многих муниципальных образованиях появились местные детские общественные советы.
Кроме того, у нас есть поручение главы региона со следующего учебного года запустить новую модель ученического самоуправления по аналогии с системой нашего государства. Этот проект позволит воспитать «профессионального гражданина», который понимает свою ответственность и знает не только свои права, но и обязанности, правильно расставляет акценты, понимает, кто за что должен отвечать. Выйдя из стен учебного заведения, он будет понимать, как нужно участвовать в жизни общества. Мы планируем, что во всех школах появятся республики, во главе каждой из них будет президент. Потом идут «федеральные органы власти» – это старшеклассники – 10‑11‑е классы. Они будут изучать структуру, систему, модель работы федеральных органов, чтобы понимать, кто и за что отвечает. Серьезная работа будет у 5‑9‑х классов – «региональных органов власти». Эти ребята будут создавать проекты, направленные на развитие субъекта, и взаимодействовать с «федеральной» структурой в части реализации придуманных проектов. Младшая школа – с 1‑го по 4‑й класс – это «муниципалы», они займутся изучением жизни в районах и будут тесно работать с «региональной властью».
Формирование здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни – еще одна стратегическая идея Ульяновской области. Мы стремимся не просто дать каждому жителю региона возможности для активного и здорового долголетия, полноценной жизни, но и разъяснить, убедить население, что забота о здоровье – дело и обязанность не только государства, но и самого человека. Начинается эта работа в образовательных организациях – детском саду и школе. На протяжении нескольких лет мы плотно занимаемся наблюдением за здоровьем школьников, организацией горячего питания в школах, воспитанием культуры здорового питания у детей, созданием условий для занятий физической культурой и спортом.
Наталья СЕМЕНОВА,
министр образования и науки Ульяновской области
Комментарии