В этом здании когда-то было общежитие. Невысокие потолки, узкие коридоры и комнаты, комнаты, комнаты. Сегодня они уютны и оснащены по последнему слову техники. Сегодня в них не живут, а исследуют, обучают, издают и задают тон. Здесь изучают рынок труда и стремятся сконструировать такие условия, чтобы наполнить его грамотными специалистами, теми, кто реально требуется области именно в данный момент.
Челябинский институт развития профессионального образования создан в 1991 году для повышения квалификации педагогов и руководителей профучилищ. Институт реализует разноуровневые программы дополнительного профессионального образования, а также осуществляет большой объем работы по комплексному информационному и методическому обеспечению, научному и инновационному сопровождению деятельности образовательных учреждений региональной системы профессионального образования. С 1998 года институт является методическим центром Учебно-методического объединения начального профессионального образования Уральского федерального округа.
Лаборатория информационных технологий, оснащенная современным компьютерным, в том числе проекционным, оборудованием, позволяет участвовать институту в научной жизни всей страны и международного сообщества. Собственный издательско-полиграфический комплекс насытил спрос на учебные и учебно-методические пособия, сборники нормативных материалов, монографии. Сотрудники института совместно со специалистами Главного управления образования и науки области, практическими работниками проводят сложную работу по анализу, контролю, диагностике, прогнозированию и корректировке реализации программ развития региональных учреждений начального профобразования.
По словам проректора института развития кандидата педагогических наук Любови Котовской, на протяжении предшествующих сорока лет экономика России функционировала в условиях растущей численности трудоспособного населения, но этот благоприятный период завершился. Рабочая сила, ее качество в ближайшие десятилетия станут решающим нематериальным фактором конкурентоспособности компаний и российской экономики, общественного благополучия.
Состояние трудового потенциала оценивается как неадекватное возможностям долгосрочного экономического развития. Профессионально-квалификационная структура деформирована и не совпадает с потребностями производства. Дефицит квалифицированных кадров стал реальностью, и при этом нарастает конкуренция за них.
Любовь Котовская говорит, что преобразования в профессиональном образовании в настоящее время связаны с изменением существующих структур и функций всей системы. Если в предшествующие годы процессы его совершенствования были связаны с реконструкцией некоторых элементов системы профобразования, с расширением отдельных ее функций, то в сегодняшних условиях происходит ее широкомасштабная и качественная реорганизация.
Поэтому проректор по учебно-методической работе ЧИРПО считает, что региональная система образования должна носить характер целостной системы. По мнению Любови Васильевны, решение назревших проблем – в объединении усилий власти, бизнеса, образовательных учреждений и, конечно, в укреплении роли государства как эффективного регулятора рынка образовательных услуг. И Котовская надеется, что грядущая кадровая ситуация и системные проблемы потребуют поиска системных решений как науки, так и практики.
А потому одним из направлений деятельности института становится анализ факторов, влияющих на процесс трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников системы начального профессионального образования. В результате проводимых исследований формируются рекомендации для руководителей профучилищ, служб занятости населения и служб по работе с персоналом предприятий.
Значительное внимание в институте уделяется стажировке мастеров производственного обучения. Помимо самого обучения мастеров, здесь проводят и аттестацию рабочих разрядов. Ведь подготовить специалиста может только человек, сам умеющий работать на новом оборудовании, использующий новое сырье и знающий требования работодателей.
Постоянно в институте ведется работа по модернизации содержания начального профессионального образования с учетом потребностей работодателей и других социальных партнеров. Но перед внедрением стандартов второго поколения методисты и практические работники института разрабатывают профессиограммы по профессиям НПО и осуществляют мониторинг их внедрения.
Сейчас ситуация какова? Например, у Лукойл основное требование к кандидату на вакансию оператора заправочных станций, чтобы у того обязательно было среднее специальное, а лучше высшее образование. Он может быть врачом, учителем, строителем – разницы никакой. Квалификации тоже. Грамотен – значит, годится для того, чтобы управляться с бензобаком. Человек не стремится становиться специалистом.
Возможно, появление подобных челябинскому институтов развития позволит мастерам своего дела обрести новый смысл в преподавании трудовых дисциплин, в передаче навыков и секретов профессии. Они сегодня являются хранителями тех ценностей, которые наработаны веками. Порхание с одного вида деятельности на другой под девизом «Я смогу!» ни делу, ни самому человеку большой пользы еще никогда не приносило. Но любая идея у нас рождается с оглядкой на власть, хотя именно она заинтересована дать добро на подготовку квалифицированных кадров.
Комментарии