search
main
0

Регион

Хлеб и соль святого Белогорья

Известно ли вам, читатель, белгородское хлебосольство? Ничуть не умаляя гостеприимства других народов и местностей, как то Кавказа или Средней Азии, все же стоит сказать – на Белгородчине званых гостей принимают с русским размахом, щедростью и добротой. Недавно в этом смогли убедиться орловчане – делегация управления народного образования области прибыла в конце марта на семинар в Белгород. Впрочем, до Белгорода была встреча на границе – начальнику Орловского управления образования Александре Васильевне Копыловой сотоварищи поднесли традиционные хлеб-соль, а потом директора школ, управленцы из обеих областей отправились к мемориалу “Курская дуга”. Память – вот точка отсчета этого вроде бы на первый взгляд узковедомственного мероприятия. Орел и Белгород – города первых наших победных салютов в годы Великой Отечественной. Орел и Белгород – и нынче победители, только слава их негромкая – война сейчас идет не с реальным противником, а с общей разрухой. Разруха же, как справедливо указал классик, начинается в голове. Вот и собрались управленцы разных рангов двух областей – светлые головы, – чтобы поразмыслить, как не только уберечься от вируса разрухи, но и как прогнать его подальше от родных мест. Тема семинара “Проблемы деятельности образовательных учреждений в условиях нестабильной экономической обстановки”. Гости побывали в четырех районах области. И везде – самое теплое, самое радушное отношение – и у глав местного самоуправления, и у первоклассников.

Что же за народ такой, наши белгородцы? Ну не профаны же к ним приехали, “зубры” образования, семинар этот – все равно что дополнительная проверка, комиссия, аттестация, экзамен… Но никакого волнения и ничего специально напоказ.

Семинар благополучно завершился, а для нас с вами нелишне будет разобраться в главной причине его успеха. Почему так устойчиво белгородское образование, несмотря на все перипетии последних лет?

Иван Стефанович Соловецкий, начальник управления образования области, хорошо известен школьным “генералам” – он занимает свой пост уже 25 лет. Разумеется, такой срок руководства – весомый фактор стабильности. Известно, что “каков пастырь, таково и стадо”. Не касаясь личных качеств, взглядов и пристрастий Ивана Стефановича, обратимся к результатам его деятельности. Ибо дело жизни Ивана Соловецкого – белгородское образование – есть та реальность, из которой можно сделать выводы гораздо более высокого порядка, чем размышления на тему, “хороший ли человек Иван Стефанович”. Соловецкий равен своему времени. Это нормально. Но он равен и своему делу – и это замечательно…

Цель образования – воспитать культурного человека. Культура же, по Далю, в первом значении объясняется как “обработка и уход, возделывание, возделка”, во втором значении – как “образование умственное и нравственное”. Важнейшей особенностью белгородского образования является то, что у него особые пути к общей цели. Культура, по Далю, прочно стоит на нескольких опорах – материальной, духовной, умственной. Образование “по Соловецкому” тоже складывается из этих составляющих. В начале своего управленческого пути он усвоил эти простые истины и уже ни разу, какие бы новомодные веяния и революции ни сотрясали образование, не отклонился от них. Время показало – он прав. Выстроена мощная система противовесов. Она позволяет белгородцам не только выживать, но и развиваться.

Любимое детище Белгородчины – сельские учебно-воспитательные комплексы. В их основе – идея интеграции основного и дополнительного образования, соединение обучения с воспитанием. Это и внешне красивые, богатые школы – с бассейнами, спортивными залами, музыкальными и хореографическими классами. Сейчас в области 299 УВК, причем 58 из них добавилось за последние пять лет! Невероятно, но факт. Разве может умереть село, в котором есть такая школа?! Люди ведь сразу понимают, для чего им жить. УВК – “помесь французского с белгородским”. Какой-нибудь вихрастый Вася, только что подносивший гостям хлеб-соль в народном костюме, через пять минут облачается во фрак и ведет свою партнершу в бальном танце по-европейски безупречно… Сельские дети здесь ни в чем не уступают москвичам. Держатся без смущения, с достоинством. В умную беседу вступят умно. Надо – споют и станцуют. Вроде бы полный “городской” набор. И плюс ко всем достижениям “цивилизации” они по-настоящему близки земле. Без баловства. Выступая на семинаре, начальник отдела образования Ивнянского района Николай Медведев рассказывал: “За школами в прошлом году было юридически закреплено 100 гектаров земли. Дополнительно взяли у акционерных обществ еще 35. Уборка сахарной свеклы, видовая прополка зерновых культур была выполнена членами ученических производственных бригад на площади около тысячи гектаров. Заработали 17 тонн сахара, вырастили 80 тонн овощей и 50 тонн картофеля… Много труда дети вкладывают в работу в школьных теплицах (их в районе 10, общая площадь – 850 кв. метров). Здесь выращивают все виды рассады овощных культур и цветов…”

Понятно, что при таком труде и дети сытые, и гостей есть чем попотчевать. Свое и дороже, и слаще. Но что отрадно – дети знают здесь не только тяжелый труд земледельца, хлебороба, животновода, но и музыку, хореографию, компьютеры. Очень разумный, гармонизирующий подход!

Нужно ли разводить кактусы на наших огородах? Странный вопрос. Если и возьмется за это какой-то чудак, то уж после картошки, капусты, лука, многих других культур, которые жизненно необходимы обитателям средней полосы России. Вспомним, культура – возделывание. Культура – способ духовного выживания, приспособления к данной среде обитания. Соловецкий не затемняет смыслы и не тащит в свой “огород” первые попавшиеся на глаза инновационные “кактусы”. Поэтому ростки нового здесь приживаются и дают результат. Вот Майская муниципальная гимназия Белгородского района. Здесь и два иностранных языка, и уровневая дифференциация, и профильное изучение предметов, а в системе дополнительного образования работают научные общества “Аэроэкология”, “Физиология животных”, более 70 (!) кружков и спортивных секций… В области 22 гимназии и лицея. Они – настоящие, не дутые. А в относительно крупных сельских школах создано 130 классов с углубленным изучением отдельных предметов.

Девиз белгородского образования – “Ничего случайного!” Здесь не найти в учебных планах предметов-однодневок. Каждому овощу – свое время и место. Областной компонент БУПа усилил математику и русский язык (в старших классах). Ввели “Основы рыночной экономики”, учебный комплекс для этого предмета разработали белгородские ученые. И получается, что обновление содержания образования, инновационные процессы происходят в области естественно и безболезненно.

Здоровый консерватизм – разумный противовес нестабильности. Некоторым веяниям сверху не только выражают недоверие, но и вполне успешно сопротивляются. На семинаре Иван Соловецкий заявил: “Неясно, почему Минобразование весь спектр внеучебной деятельности сводит только к дополнительному образованию. Эти учреждения всегда выполняли не только образовательные, но и воспитательные функции… Мы ценим в дополнительном образовании прежде всего воспитательную роль”. Не случайно в области сохранили все учреждения дополнительного образования!

На Белгородчине вообще не стесняются заниматься воспитанием, причем оно носит достаточно конкретный, направленный характер. В области действуют детские организации (в том же Белгородском районе, например, существует Ассоциация детских организаций “Радуга”). Много внимания уделяется патриотическому воспитанию. Более ста тысяч ребят приняли участие в акциях, операциях, походах, посвященных грядущему юбилею – 55-летию Победы в Курской битве… Колокольня же на Прохоровском поле считает и считает часы. Каждый удар колокола – напоминание о погибших. Неужели воспитание на Белгородской земле, обильно политой кровью ее защитников, может быть другим?! “Мы стараемся пробудить у школьников чувство национального самосознания и национальной гордости, причастности к великому народу, к великой культуре”, – утверждает Соловецкий.

Великий народ и великая культура. Очевидные истины. Известно, что если человеку день за днем твердить, что он – свинья, в конце концов воспитуемый хрюкнет. Детям же следует давать не образцы свиноподобного поведения, а образцы, укореняющие их в родной культуре, делающие их во взрослой жизни непобедимыми. Вот несколько целей из факультативного курса “Народоведение” (Вознесеновская средняя школа Ивнянского района, программа составлена учителем Кременчутской Н.Н. для 6-го класса): “…сформировать у учащихся гордость за принадлежность к русской нации, нравственные качества подлинного россиянина, привить школьникам соответствующие нормы и правила поведения”. Остановимся на нескольких занятиях курса. “Тут все священно и все твое”; “Понятие “русский”; “Ой, пойду я к соседу. Соседи. Правила проживания, взаимопомощь, взаимовыручка”; “Народный этикет. Приветствие. Уважение и почитание старших. Гостеприимство (курсив мой. – И.Д.)”; “Язык родной, слово родное”. Не о таком ли национальном воспитании мечтал когда-то русский философ Иван Ильин? А в Коротковской средней школе Корочанского района действует программа “Традиция”. Она примерно о следующем: “…В наше время человеческого разобщения и одиночества, время раздоров и войн, всеобщей смуты и суеты как лучше сохранить себя, свою душу? Как сказано в Писании: “Что толку, если ты приобретешь весь мир, а душу свою потеряешь…”

Часто мы спорим: какой должна быть русская школа? А на Белгородчине вдруг получают ответ на этот вопрос. Не школа должна быть русской, а образ жизни, в котором национальное и общечеловеческое слиты воедино. И тогда есть многообразие, многоцветье, многомыслие. Одна школа не похожа на другую, в каждой – свой замысел, своя идея, но есть нечто общее, роднящее Погореловскую школу с Алексеевской, Коротковскую – с Корочанской. То же земство – случайно ли оно прижилось на Белгородчине? Местные власти не входят в тонкости политической борьбы. Они смотрят практически: поможет ли земский мир школе? Если да, значит, идея живая, жизнеспособная. Школы все на земле стоят, принадлежат народу, а значит, они земские. Сопряжение “мира” села, “культуры” школы, национальной идеи, воплощенной в действие (разумеется, она не только возрождение народных промыслов. Вспомним про областной компонент БУПа – “Основы рыночной экономики”), делает белгородское образование очень устойчивым и почти неуязвимым. Есть поддержка губернатора Евгения Савченко. Он не относится к числу “громких” региональных лидеров, как, допустим, Титов и Аяцков, и телевидением нашим не зацелован. Но это вовсе не значит, что он делает для своей земли меньше других. Губернатор, понимающий значимость образования, – большое благо. Ежегодно по проблемам образования принимается не менее десятка постановлений главы администрации области. Заметим – действующих постановлений. Поощряются талантливые школьники – победители областных олимпиад, золотые медалисты. Администрация области “держит” и учреждения НПО, что позволяет им не только существовать, но и жить. Многие училища освоили переработку сельхозпродукции, хлебопекарное дело. В прошлом году только через производственную деятельность заработано три миллиона рублей. Система школа – НПО сомкнулась. Во всем – логика, смысл. Много рационального. И много “расточительного” – гостеприимство, хлебосольство от души…

Да, белгородцы сумели создать систему самодостаточного развития. Возможен ли подобный путь для макроструктуры, коей является Россия? Спорить на эту тему смешно. Нужно много работать, жить для будущего, для детей. Нужно беречь свою землю – от родного села, палисадника до самых далеких ее границ. Нужно жить никого не унижая, не притесняя и не забывая о полях минувшей славы. И тогда будет что на стол поставить и чем гостей встретить. Как званых, так и незваных…

Ирина ДИМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте