В 2003 году Институт педагогики социальной работы РАО и Профсоюз работников народного образования и науки провели комплексное исследование «Кадровое обеспечение общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности». В ходе исследования были опрошены учителя и директора сельских школ из 5 республик и 14 областей, представляющих 7 федеральных округов России.
Одно из важных направлений исследования – оценка педагогами эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
Информация к сведению
67,1% сельских учителей знают о проводимом эксперименте;
43,1% – знакомы с региональной программой по его реализации;
32,9% – об эксперименте не слышали.
Результаты опроса, честно говоря, настораживают, спрашивается: почему учителя мало что знают о модернизации? Можно предположить, что они относятся к переменам равнодушно, без должного внимания. Но педагоги всегда отличались активной гражданской позицией. Выходит, их не информируют о сути и ходе эксперимента. Почему? Не потому ли, что в планы модернизаторов не входит гласное, открытое, общественное обсуждение проблем государственной важности? Между тем у каждого учителя есть свое мнение о том, будет ли достигнута главная цель модернизации – повышение качества образования.
11,6% учителей верят в достижение высокого качества образования;
33% педагогов не считают, что это возможно в результате модернизации;
59,5% по тем или иным причинам уклонились от ответа.
Для сельских педагогов всегда было важно, чтобы их питомцам был открыт доступ к качественному образованию на всех ступенях.
Статфакт
17,8% учителей считают, что благодаря реструктуризации будет расширен доступ к образованию для их учеников;
33% – не верят в расширение доступа к образованию;
52% предпочли оставить свое мнение при себе.
Но если эксперимент мало что даст ученикам, то, может быть, он улучшит положение педагогов? Ведь не секрет, что и статус учителя, и его материальное положение оставляют желать лучшего.
12,7% педагогов убеждены, что в результате модернизации образования будет повышен престиж профессии и социальный статус учителя;
36,6% – в улучшение статуса и престижа не верят;
50,7% учителей оценить будущие результаты модернизации не могут;
10,9% сельских педагогов считают, что реструктуризация сети поможет им улучшить материальное положение;
41,8% – ничего хорошего от эксперимента не ждут;
50% – не смогли дать даже приблизительный ответ на этот вопрос.
Авторы проекта реструктуризации сети сельских школ без устали говорят о том, что в результате будет решена проблема педагогических кадров. Разделяют ли сами педагоги это оптимистическое утверждение?
20% сельских учителей считают, что результатом эксперимента станет укрепление школ кадрами;
28,1% – так не думают;
54,5% предпочли оставить свое мнение при себе.
Интересно, что расходятся мнения авторов проекта и сельских учителей относительно улучшения материального положения как самих педагогов, так и школ. Авторы полагают, что перспективы в этом смысле довольно радужные. Учителя считают иначе.
к размышлению
6,4% педагогов надеются, что модернизация улучшит их жилищно-бытовые условия;
48,2% в это не верят;
45,5% затруднились рассказать о своих надеждах;
20,3% думают, что в результате модернизации улучшится материально-техническое состояние школы;
27,7% в это не верят;
12,7% педагогов убеждены, что финансирование школы увеличится;
33% этого убеждения не разделяют;
56,2% предпочли на этот вопрос не отвечать;
20% учителей верят в то, что учебно-методическое обеспечение школы в результате эксперимента улучшится;
25% в это не верят;
57,1% предпочли не высказывать своего мнения по этому поводу.
Как известно, многое в деятельности системы образования зависит от того, насколько эффективно ею управляют. Так вот, каждый пятый опрошенный учитель считает, что в результате эксперимента ничего в управлении сельскими школами не изменится. А 67,2% боятся высказать свое мнение на этот счет, ведь, отвечая на такой вопрос, они так или иначе дают оценку сегодняшним руководителям на разных уровнях.
К чему, по мнению учителей,
в целом приведет эксперимент по реструктуризации
сельских школ?
• К СОКРАЩЕНИЮ ЧИСЛА ШКОЛ (29,5);
• К УВЕЛИЧЕНИЮ БЕЗРАБОТНИЦЫ (24%);
• К ОТТОКУ КАДРОВ (12,2%);
• К ОГРАНИЧЕНИЮ ДОСТУПА К ОБРАЗОВАНИЮ (11,8%).
А кроме того:
• к снижению финансового обеспечения школы (8,9%);
• к снижению посещаемости школы учениками (7,7%);
• к ухудшению качества образования (5,5%);
• к безграмотности детей (1%);
• к увеличению числа детей без образования (1%).
ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ
САМИ ПЕДАГОГИ?
1. Увеличить зарплату учителя (14,6%).
2. Улучшить материально-техническое обеспечение школы (14,4%).
3. Сделать финансирование школы устойчивым (13,5%).
4. Организовать учебно-методическое обеспечение школы (12,8%).
5. Обеспечить школы компьютерами и программами (10,1%).
6. Открыть широкий доступ к новой информации – библиотекам, газетам, журналам, книгам (8,6%).
7. Позаботиться о повышени профессионального уровня учителей (6,6%).
8. Внедрять современные методы обучения (5,4%).
9. Подготовить и принять новые нормативные документы, определяющие деятельность школы (5%).
10. Использовать новые методы управления (4,6%).
11. Обеспечивать школы транспортом для подвоза детей (4,4%).
Комментарии