search
main
0

Реформы глазами педагогов

В 2003 году Институт педагогики социальной работы РАО и Профсоюз работников народного образования и науки провели комплексное исследование «Кадровое обеспечение общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности». В ходе исследования были опрошены учителя и директора сельских школ из 5 республик и 14 областей, представляющих 7 федеральных округов России.

Одно из важных направлений исследования – оценка педагогами эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

Информация к сведению

67,1% сельских учителей знают о проводимом эксперименте;

43,1% – знакомы с региональной программой по его реализации;

32,9% – об эксперименте не слышали.

Результаты опроса, честно говоря, настораживают, спрашивается: почему учителя мало что знают о модернизации? Можно предположить, что они относятся к переменам равнодушно, без должного внимания. Но педагоги всегда отличались активной гражданской позицией. Выходит, их не информируют о сути и ходе эксперимента. Почему? Не потому ли, что в планы модернизаторов не входит гласное, открытое, общественное обсуждение проблем государственной важности? Между тем у каждого учителя есть свое мнение о том, будет ли достигнута главная цель модернизации – повышение качества образования.

11,6% учителей верят в достижение высокого качества образования;

33% педагогов не считают, что это возможно в результате модернизации;

59,5% по тем или иным причинам уклонились от ответа.

Для сельских педагогов всегда было важно, чтобы их питомцам был открыт доступ к качественному образованию на всех ступенях.

Статфакт

17,8% учителей считают, что благодаря реструктуризации будет расширен доступ к образованию для их учеников;

33% – не верят в расширение доступа к образованию;

52% предпочли оставить свое мнение при себе.

Но если эксперимент мало что даст ученикам, то, может быть, он улучшит положение педагогов? Ведь не секрет, что и статус учителя, и его материальное положение оставляют желать лучшего.

12,7% педагогов убеждены, что в результате модернизации образования будет повышен престиж профессии и социальный статус учителя;

36,6% – в улучшение статуса и престижа не верят;

50,7% учителей оценить будущие результаты модернизации не могут;

10,9% сельских педагогов считают, что реструктуризация сети поможет им улучшить материальное положение;

41,8% – ничего хорошего от эксперимента не ждут;

50% – не смогли дать даже приблизительный ответ на этот вопрос.

Авторы проекта реструктуризации сети сельских школ без устали говорят о том, что в результате будет решена проблема педагогических кадров. Разделяют ли сами педагоги это оптимистическое утверждение?

20% сельских учителей считают, что результатом эксперимента станет укрепление школ кадрами;

28,1% – так не думают;

54,5% предпочли оставить свое мнение при себе.

Интересно, что расходятся мнения авторов проекта и сельских учителей относительно улучшения материального положения как самих педагогов, так и школ. Авторы полагают, что перспективы в этом смысле довольно радужные. Учителя считают иначе.

к размышлению

6,4% педагогов надеются, что модернизация улучшит их жилищно-бытовые условия;

48,2% в это не верят;

45,5% затруднились рассказать о своих надеждах;

20,3% думают, что в результате модернизации улучшится материально-техническое состояние школы;

27,7% в это не верят;

12,7% педагогов убеждены, что финансирование школы увеличится;

33% этого убеждения не разделяют;

56,2% предпочли на этот вопрос не отвечать;

20% учителей верят в то, что учебно-методическое обеспечение школы в результате эксперимента улучшится;

25% в это не верят;

57,1% предпочли не высказывать своего мнения по этому поводу.

Как известно, многое в деятельности системы образования зависит от того, насколько эффективно ею управляют. Так вот, каждый пятый опрошенный учитель считает, что в результате эксперимента ничего в управлении сельскими школами не изменится. А 67,2% боятся высказать свое мнение на этот счет, ведь, отвечая на такой вопрос, они так или иначе дают оценку сегодняшним руководителям на разных уровнях.

К чему, по мнению учителей,

в целом приведет эксперимент по реструктуризации

сельских школ?

• К СОКРАЩЕНИЮ ЧИСЛА ШКОЛ (29,5);

• К УВЕЛИЧЕНИЮ БЕЗРАБОТНИЦЫ (24%);

• К ОТТОКУ КАДРОВ (12,2%);

• К ОГРАНИЧЕНИЮ ДОСТУПА К ОБРАЗОВАНИЮ (11,8%).

А кроме того:

• к снижению финансового обеспечения школы (8,9%);

• к снижению посещаемости школы учениками (7,7%);

• к ухудшению качества образования (5,5%);

• к безграмотности детей (1%);

• к увеличению числа детей без образования (1%).

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ

САМИ ПЕДАГОГИ?

1. Увеличить зарплату учителя (14,6%).

2. Улучшить материально-техническое обеспечение школы (14,4%).

3. Сделать финансирование школы устойчивым (13,5%).

4. Организовать учебно-методическое обеспечение школы (12,8%).

5. Обеспечить школы компьютерами и программами (10,1%).

6. Открыть широкий доступ к новой информации – библиотекам, газетам, журналам, книгам (8,6%).

7. Позаботиться о повышени профессионального уровня учителей (6,6%).

8. Внедрять современные методы обучения (5,4%).

9. Подготовить и принять новые нормативные документы, определяющие деятельность школы (5%).

10. Использовать новые методы управления (4,6%).

11. Обеспечивать школы транспортом для подвоза детей (4,4%).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте