search
main
0

Реформаторов ждет новый Нюрнберг. Михаил ДЕЛЯГИН, руководитель Института проблем глобализации, доктор экономических наук

Федеральное собрание в беспрецедентно короткие сроки приняло закон, окрещенный в СМИ законом о льготных выплатах, а в народе – законом о социальной политике. Спешка нужна была для того, чтобы развязать правительству руки при принятии проекта бюджета на 2005 год. В ходе его рассмотрения выяснится, что регионам денег дадут меньше, чем нужно, и средств на выполнение переданных им социальных функций не будет.

Дело сделано, часть льгот отменена, часть заменена на денежные выплаты. Каждая из отменяемых льгот получила денежную оценку, отличающуюся по регионам. Так, по заявлению министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, для Москвы бесплатное получение лекарств «стоит» 500 рублей. Бесплатный проезд на городском транспорте – тоже 500 рублей. Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте – 40 рублей в месяц. Бесплатное пользование санаторно-курортным лечением «оценено» для всей страны в 15 тысяч рублей, а 50-процентная скидка по оплате телефона (в среднем по России – 55 рублей в месяц) отменяется без какой-либо компенсации.

Льготник, получив выплаты, сможет «выкупить» у государства право пользоваться ранее имевшимися у него льготами. Например, если он приобретал бесплатные лекарства менее чем на 500 рублей в месяц, ему выгоднее оплачивать их деньгами, сэкономив часть компенсации и увеличив за счет нее свои доходы. Если же человек пользовался бесплатными лекарствами более чем на 500 рублей в месяц, то, по мысли реформаторов, он ничего не потеряет, так как, отдав 500 рублей из своей компенсации, сохранит важную для него льготу.

Отдельно стоит вопрос о санаторно-курортном лечении: предполагается, что необходимые для него 15 тысяч рублей бывший льготник сможет «накопить», отказываясь от получения части компенсации.

Простое сопоставление «стоимости» различных льгот с выплатами показывает, что в выигрыше могут оказаться люди, пользовавшиеся ими в наименьшей степени. Те же, кто действительно нуждается в льготах, проиграют.

Так, в Москве почетные доноры могут сохранить либо бесплатный проезд на городском транспорте, либо бесплатное получение лекарств – но не обе льготы одновременно. Для самой массовой части льготников – инвалидов II группы – санаторно-курортное лечение даже при жизненной необходимости окажется недоступным.

В этих условиях поверить заверениям в достаточности выплат может только сумасшедший или профессиональный «обманутый вкладчик».

Характерно, что Михаил Зурабов категорически требует называть реформу не «отменой льгот» и не «заменой льгот денежными компенсациями», а «изменением формы социальной помощи». Эта формулировка призвана скрыть реальное сокращение масштабов социальной помощи.

Так, полностью отменяются детские пособия. Упраздняется Единая тарифная сетка, что спровоцирует резкое падение оплаты труда бюджетников в дотационных регионах. Правительство уничтожает дифференцирование выплат чернобыльцам (сейчас они подразделяются на 12 категорий), рассматривая их как социальные льготы, хотя на самом деле это компенсация государства за нанесенный им ущерб здоровью.

Да и в отношении других категорий льготников правительство сознательно вводит общество в заблуждение, так как сегодняшние льготы в условиях исключительно низкого уровня жизни становятся неотъемлемой частью системы социального обеспечения. Правительство обещает индексировать выплаты одновременно с пенсиями, но их увеличение неизбежно отстанет от роста цен, что принесет льготникам дополнительные потери.

При введении «измененных форм социальной помощи» более чем реальной становится возможность нецелевого использования компенсационных выплат. Если льготник беден, он «проест» дополнительно выдаваемые деньги или купит одежду, а ездить будет «зайцем».

Потребность в бесплатных лекарствах может возникнуть неожиданно. Если льготник внезапно заболеет, у него просто не окажется денег на закупку медикаментов, а на оформление необходимых справок у него может не хватить не только времени, но и сил. Тогда замена льгот выплатами обернется простым и обыденным убийством.

Для выкупа отмененных льгот надо будет идти в собесы. Возникнут дикие очереди, к чему не готовы ни помещения, ни их руководители, не имеющие возможности нанять работников на «пиковые» месяц-другой. Акционерное общество «Российские железные дороги», например, ждет дополнительного притока в кассы 13 миллионов льготников, пользующихся пригородными электричками. Очередная затея либеральных фундаменталистов обернется новым надругательством над пенсионерами, ветеранами и инвалидами.

Право выкупа льгот будет введено только с 2006 года – ранее Минздрав, как было заявлено, не успеет напечатать извещения. До этого люди смогут выкупить только проезд на пригородных электричках. Если вспомнить рассылку пенсионных «писем счастья», сроки которой срывались неоднократно, возникают сомнения, сможет ли ведомство Зурабова подготовить извещения и через год.

Но наиболее негативные последствия наступят уже в 2005 году из-за заведомой недостаточности денежных компенсаций для тех, кто в наибольшей степени зависит от льгот.

По оценкам московских властей, расходы на одного льготника в столице составляют 3800 рублей в месяц, что выше даже максимального уровня выплат, предполагаемого правительством. По оценкам Оксаны Дмитриевой, бывшего министра социальной защиты РФ, инвалид войны в Санкт-Петербурге получает льготы на 1000-4800 рублей в месяц, а правительство «компенсирует» их 2000 рублями.

Сама идея замены льгот деньгами несправедлива в принципе. Ведь разные люди, даже в одной социальной группе, испытывают разные потребности в льготах. При выдаче им одинаковых компенсаций, достаточных «в среднем», кто-то получит больше, а кому-то будет остро не хватать денег на жизненно необходимое.

Вопрос о выплатах ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным «сброшен» реформаторами на региональный уровень. Эти категории объединяют 11,8 миллионов человек – 46,6% от 25,4 миллионов, затрагиваемых реформой. Регионы могут устанавливать им меры поддержки по своему усмотрению, либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньгами. По данным Минфина, их расходы без всякой компенсации должны вырасти почти в 4 раза – более чем на 70 миллиардов рублей.

В силу разной бюджетной обеспеченности регионов уровень поддержки льготников в них будет различен. Всякая попытка выровнять его в тех условиях, когда проект бюджета на 2005 год не содержит соответствующего увеличения финансовой помощи регионам, приведет к острой нехватке денег в субъектах РФ.

Покрытие нехватки, как и в ходе предвыборного повышения зарплат бюджетникам в 2002 году, будет идти за счет единственного резерва дотационных регионов – расходов на ЖКХ и подготовку к зиме. Это вызовет коммунальную катастрофу, как зимой 2002-2003 годов, когда из-за вынужденной переориентации средств с ЖКХ на зарплату число людей, оставшихся без тепла или света более чем на сутки, выросло более чем в 20 раз.

Планируемый с начала 2005 года перевод исполнения региональных бюджетов в Федеральное Казначейство лишит их доходов от размещения средств в банках, не позволит использовать остатки на счетах в качестве инструмента развития, создаст новые проблемы (неравномерное финансирование, ограничение доступа к имеющимся средствам в форме усложнения документооборота и так далее).

При сохранении льгот в регионах возможно получение и денег, и льгот. Так, москвич – инвалид II группы и одновременно ветеран труда – может получать деньги как инвалид и пользоваться льготами как ветеран труда.

Чтобы избежать этого, намечена «перепись» всех льготников – «внесение в реестр». Она может обернуться новыми чудовищными очередями в собесах, но главное – придется «вслепую», не имея информации, выбирать между категориями, финансируемыми регионом и центром. В экономически сильных регионах финансово разумное поведение может быть морально неприемлемым: ветерану войны – москвичу будет выгоднее записаться как «ветеран труда», так как социальная политика столичных властей при всех своих недостатках человечнее федеральной.

Реформаторы утверждают, что замена льгот деньгами устранит несправедливость: имея право на одинаковый набор льгот, люди в разных регионах получают их в разных объемах. Но правительство не пытается предоставить необходимую помощь тем, кто ее лишен. Например, обеспечить доступность лекарств для жителей сел, в которых нет аптек. Оно плодит еще большую несправедливость: решение вопроса о льготах 11,8 миллионов человек «сброшено» на регионы, из которых 71 дотационный. При неминуемой нехватке денег в региональных бюджетах эти люди лишатся даже прав на льготы, которые у них были, даже надежды их получить, даже возможности отстоять свои права в суде.

Реальная цель реформы – повышение эффективности системы социальной защиты, но не для людей, а для бюджета. Система распределения льгот, порождающая чудовищные злоупотребления, не меняется. А вот бюджет существенно сокращает свои обязательства, которые сегодня составляют около 2,8 триллионов рублей в год. Реальные расходы не превышают 500 миллиардов рублей. После «монетизации льгот» затраты федерального бюджета составят 171 миллиард рублей, региональных – около 100 миллиардов рублей. Таким образом, реальные расходы на социальную помощь льготникам сократятся в 1,85 раза.

При этом заявления официальных лиц об изменении финансовых потоков часто откровенно нелепы. Так, заместитель министра финансов Татьяна Голикова заявила в Совете Федерации, что расходы региональных бюджетов на льготы ветеранов, составляющие в 2003 году 14,3 миллиарда рублей, вырастут в 25,9 раз, а на льготы инвалидам, равные 13,1 миллиарда рублей, – в 8,9 раза. Несложно посчитать, что при таком увеличении расходов только на ветеранов и инвалидов регионы должны будут потратить в 2005 году 487 миллиардов рублей, что почти вдвое выше совокупного финансирования из федерального и региональных бюджетов, которое, по официальным заявлениям, составит немногим более 270 миллиардов.

Интересно высказывание Владимира Путина, который 28 июня 2004 года на совещании с членами правительства заявил: «Ветеранам Великой Отечественной войны из федерального бюджета средства будут выделяться в огромных объемах, в таких, в каких раньше никогда еще не выделялись. Это не в два, не в три и не в пять раз больше. В двадцать раз! Инвалидам – в десять раз». Если исходить из официальных заверений в том, что предусмотренные пенсионерам и ветеранам выплаты будут равны их сегодняшним льготам, получится, что президентское увеличение расходов обойдется федеральному бюджету в 243 млрд. рублей. Интересно, откуда возьмет их Минфин, уже сверставший основы бюджета на три года вперед?

Замена льгот выплатами имеет и политическое значение. Либеральные фундаменталисты стараются сконцентрировать массовое недовольство на своих противниках, отвечающих за экономическую политику, – Фрадкове и Жукове, чтобы добиться их замены на своих представителей – вероятно, Кудрина и Грефа. Неизбежное при этом ослабление Президента Путина (его рейтинг за апрель-май, по данным Фонда общественного мнения, упал с 40 до 30%) усилит позиции самых разнообразных «групп влияния», в первую очередь, разумеется, либеральных фундаменталистов.

Чувствуя все это, россияне выступают против реформы. По опросам «РОМИР-мониторинг», лишь 16% одобряют замену льгот на выплаты и еще 20% готовы согласиться с этим при определенных условиях. Категорически против реформы 38% россиян. 21% ее «скорее не одобряет», а 5% затруднились с ответом.

Реформаторы не могут не отдавать себе отчет в том, что резкое сокращение масштабов социальной поддержки наиболее незащищенной части общества приведет к ее ускоренному вымиранию. Возможно, подлинная цель реформы – именно форсированная «разгрузка» пенсионной и социальной систем. Таким образом, замена льгот на выплаты может рассматриваться как подготовка социального геноцида.

Геноцид – преступление против человечества, не имеющее срока давности. Когда в России будет создано честное, ответственное перед народом государство, все лица, причастные к подготовке нынешней социальной реформы, понесут за это ответственность на новом судебном процессе, аналогичном Нюрнбергскому.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте