search
main
0

Реформа военной школы

Благодаря постоянному содействию члена общественной редколлегии нашего еженедельника начальника 5 управления (военного образования) – заместителя начальника Главного управления кадров Министерства обороны РФ генерал-лейтенанта Олега Смирнова читатели из номера в номер получают объективную информацию. Олег Евгеньевич родился в 1947 г. в селе Панютичи Минской области. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе и академию Генштаба. В войсках прошел путь от командира взвода до командира армейского корпуса. Участвовал в боевых действиях в Афганистане. Служил старшим преподавателем и начальником учебного отдела академии Генштаба, начальником Управления военного образования Минобороны, начальником управления в Штабе по координации военного сотрудничества государств – участников СНГ. Постоянный член Аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, член Межведомственного совета по образованию при Минобрнауки РФ. Награжден орденом Красного Знамени, орденом Почета и другими государственными наградами. Генерал-лейтенант СМИРНОВ рассказывает о реформе системы военного образования.

Сегодня

В систему военного образования входят образовательные учреждения различных видов, подразделения и учреждения дополнительного профессионального образования, органы управления военным образованием и государственно-общественные объединения. Офицеров по более чем 400 специальностям и специализациям готовят 78 вузов Минобороны – 16 военных академий, 4 военных университета и 58 военных институтов. Обучение организовано на основе государственных образовательных стандартов. В вузах Минобороны трудятся более 18 тысяч преподавателей, в том числе около 1500 докторов и почти 8000 кандидатов наук. Укомплектованность преподавательских должностей учеными в последние годы растет и в среднем составляет 60%.

При вузах действуют докторские и кандидатские диссертационные советы. Научно-педагогические кадры для вузов готовят 32 военных докторантуры, 58 очных и 29 заочных адъюнктур. Эффективность работы адъюнктур – около 90%. Основная часть (более 80%) выпускников адъюнктур становятся преподавателями.

Подготовка педагогов и ученых ведется также путем соискательства и переводом преподавателей на должности старших научных сотрудников для завершения работы над докторскими диссертациями.

Создана сеть дополнительного образования. В более чем 70 учебных группах четырех учреждений и 28 структурных подразделений вузов ежегодно проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации более 1000 преподавателей.

54 учреждения и подразделения дополнительного образования заняты профессиональной переподготовкой и повышением квалификации офицеров. В их числе 2 института, Высшие специальные офицерские классы ВМФ, Высшие центральные офицерские курсы Железнодорожных войск, факультеты и курсы переподготовки и повышения квалификации, которые обучают более 10 тысяч офицеров в год.

Довузовскую подготовку ведут 8 суворовских, Нахимовское, Военно-музыкальное училища и 7 кадетских корпусов.

Общее руководство подготовкой военных кадров возложено на Главное управление кадров Минобороны и другие центральные органы военного управления по направлениям их деятельности, а непосредственное руководство вузами – на главные и центральные управления Минобороны, органы управления видами и родами войск Вооруженных Сил и военных округов.

На базе академии Генштаба, Общевойсковой, Военно-воздушной, Военно-морской академий и Военного университета созданы учебно-методические объединения высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления, которые являются государственно-общественными объединениями.

Первый этап

Основой преобразований военной школы стала Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», разработанная по указанию Президента России и в мае 2002 года утвержденная Правительством РФ. Главная ее цель – приведение количественных и качественных параметров системы военного образования в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Каждому управленческому решению по коренным направлениям реформирования военной школы предшествуют основательные научные исследования и эксперименты.

Три основных программных задачи охватывают создание организационно-правовых и экономических условий для полного удовлетворения потребностей военной организации государства в офицерах при рациональном использовании средств бюджета на их подготовку, повышение качества военного образования и эффективности управления им.

В 2005 году завершен первый этап реализации программы, определен перспективный облик системы военного образования, решен ряд вузовских проблем. На базе 19 филиалов вузов созданы самостоятельные образовательные учреждения, 6 военных университетов преобразованы в академии, восстановлено прежнее исторически сложившееся название 16 военных институтов – «высшее военное училище». Восстановлены почетные наименования военных вузов, утраченные ими в ходе реорганизации в 1998 году, разработаны критерии дальнейшей оптимизации сети вузов и методика финансово-экономической оценки мероприятий по их сокращению.

В Московском авиационном институте, Нижегородском государственном, Уральском государственном техническом и Московском городском психолого-педагогическом университетах начат эксперимент по подготовке офицеров из числа студентов. По результатам эксперимента будет отработан и законодательно закреплен механизм такой подготовки.

Существенно обновлены организация и содержание обучения. Продолжена разработка проектов госстандартов высшего профессионального образования на ряд специальностей подготовки офицеров. Повышен уровень информационно-методического обеспечения образовательного процесса. Вузы Минобороны получили почти 700 тысяч экземпляров учебных изданий, а также доступ в Интернет.

Для укрепления научно-педагогического потенциала военных вузов Госдума приняла подготовленные Минобороны изменения законов. Они предусматривают присвоение военнослужащим-педагогам вузов, имеющим ученую степень или ученое звание, воинского звания на ступень выше занимаемой должности (не выше звания «полковник», «капитан 1 ранга»), а также надбавки за должность доцента – 40% и профессора – 60%.

До 2010 года

По итогам первого этапа реализации программы определены основные мероприятия второго ее этапа (2006 – 2010 гг.) и источники их финансирования. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 805 внесены изменения и дополнения в программу.

Приоритетные задачи – дальнейшая оптимизация сети военно-учебных заведений, модернизация их материально-технической базы, организация и наращивание масштабов подготовки кадровых офицеров из студентов гражданских вузов.

Реорганизация и сокращение количества вузов в 1993 – 1994 и 1998 гг. не решили проблему оптимизации. Численность слушателей и курсантов сократилась за эти годы более чем вдвое, а количество вузов – менее чем на 30%. В результате выросло количество малочисленных вузов, в которых учится менее 1000 человек.

Оптимизация предусматривает ликвидацию части вузов с передачей подготовки офицеров в родственные учебные заведения, укрупнение за счет присоединения ряда вузов Минобороны к другим в качестве структурных подразделений, а также преобразование вузов в подразделения гражданских высших учебных заведений. Реорганизация (укрупнение) коснется ряда военных академий, университетов, институтов и училищ. К 2010 году сеть военно-учебных заведений сократится почти на четверть.

Предусмотрено целевое финансирование ряда проектов, направленных на совершенствование информационно-методического обеспечения образовательного процесса, оснащение всех укрупняемых вузов современными информационными библиотечными системами, типографским оборудованием, создание в них имитационных центров моделирования практических занятий. На совершенствование материально-технической базы укрупняемых вузов в 2006 – 2010 гг. запланировано выделение бюджетных средств.

Организация и наращивание масштабов подготовки кадровых офицеров на базе гражданских вузов связано с необходимостью рационального расходования бюджетных средств. Стоимость подготовки офицеров в гражданском вузе существенно ниже расходов на их подготовку в военно-учебном заведении. Предусмотрено привлечь к этой работе 33 гражданских вуза, при которых будут созданы учебные военные центры. Со студентами, отобранными для обучения, будут заключаться договоры, предусматривающие выплату им дополнительных стипендий и обязательное прохождение после вуза военной службы по контракту сроком не менее трех лет.

Итогами реформирования должно стать создание организационно-правовых и экономических условий для эффективного функционирования системы военного образования и управления ею в соответствии с потребностями военной организации государства, оптимальная сеть военно-учебных заведений, материально-техническая база, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, квалификация преподавателей и укомплектованность ими вузов, которые обеспечат высокую профессиональную подготовку офицеров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте