В Петрозаводске прошло второе заседание рабочей группы Госсовета, которую возглавляет председатель правительства Республики Карелия Сергей Катанандов. Когда в марте Владимир Путин предложил новым членам президиума вопросы для подготовки их на Госсовет, Катанандов остановил свой выбор на образовании.
Председатель правительства Карелии мотивировал это тем, что в республике есть сильная команда, интересные опыт и традиции. Вопросам образования председатель Катанандов всегда уделял большое внимание, в своих поездках по районам непременно посещает школы. Два года преподает в ПетрГУ управленческие дисциплины студентам межфакультетской группы. Первые 35 выпускников получили нынче сертификаты.
Своего рода девизом встречи стала надпись на экране в зале, где работала группа: “Август 2001 – Август Надежд для образования России”. Автор этих слов – министр образования и по делам молодежи Карелии Галина Разбивная. Она убеждена, что появился уникальный шанс прервать традицию “черных августов” в России и сделать его месяцем надежд.
В рабочую группу входят 22 человека, в Петрозаводск приехали 15. Среди них – министр образования РФ Владимир Филиппов и его заместитель Виктор Болотов, губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, секретарь ЦК Профсоюза работников науки и образования Владимир Лившиц, председатель Комитета Госдумы Иван Мельников, вице-президент РАО Валерий Поляков, президент Союза директоров учреждений среднего профобразования РФ Виктор Демин, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, руководители региональных управлений образования Новгородской и Самарской областей – Владимир Аверкин и Ефим Коган, ректор Российского нового открытого университета Владимир Зернов. Трое в рабочей группе представляют Карелию – министр образования и по делам молодежи Галина Разбивная, депутат Госдумы Валентина Пивненко, ученый-психолог Сергей Степанов. Во встрече участвовали также специалисты образования из Карелии, регионов России, депутаты. Кроме того, Сергей Катанандов обратился с просьбой ко всем губернаторам прислать свои предложения. Откликнулись 17 руководителей субъектов Федерации. Все документы составили толстенную папку размером с Энциклопедический словарь.
Были определены пакет документов, которые должна подготовить рабочая группа к августу, и “Список основных проблем модернизации (реформирования) образования в Российском государстве”. Катанандов – не сторонник реформирования:
– Слово “реформа” употреблять не будем. Пусть люди спокойно спят. Только что вели речь о реформе ЖКХ, а тут еще и реформа образования… Мы говорим не о реформе, а об образовательной политике.
Более резко высказался губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков. По его мнению, произнести слово “реформа” – это все равно что ругнуться матом. Стали предлагать остановиться на слове “модернизация”. Тогда Владимир Филиппов привел высказывание Михаила Касьянова на заседании правительства о том, что на реформы средства будут выделяться. “А на модернизацию нет?” – ехидно спросил кто-то с места, и все рассмеялись. Главным и Сергей Катанандов, и большинство членов рабочей группы считают реалистичность документа: не следует улетать в заоблачные дали, нужно соизмерять свои пожелания с возможностями государства. Когда в перерыве Владимир Филиппов сказал, что на 2002 год на информатизацию из 4 миллиардов остался уже один, а денег на увеличение стипендий и вовсе не нашли, несмотря на все обещания, это оптимизма не прибавило.
В первый день прибывшие пораньше члены рабочей группы встречались в ПетрГУ с педагогической общественностью республики. С самого начала резанули слова Виктора Болотова о надеждах, связанных у Министерства образования России с рабочей группой под руководством Сергея Катанандова:
– Важно придумать такие тезисы, которые были бы интересны и президенту, и субъектам Федерации, и народу.
А мы-то наивно полагали, что документ в первую очередь должен быть в интересах народа. Или, как говорится, из Москвы виднее.
Любопытно, что находившаяся в этот же день в Петрозаводске Ирина Хакамада на пресс-конференции безапелляционно заявила, что малокомплектные школы надо закрывать, потому что они дают плохое образование и дети потом неконкурентоспособны. Показанное по телевидению это интервью переполошило пол-Карелии: ведь у нас около ста таких школ, и все не так просто, как представляется московскому политику. Некоторые опасения за судьбу маленьких школ развеял на пресс-конференции, также показанной по местному ТВ, Владимир Филиппов, назвавший их “якобы неэффективными”. Министр заверил, что будет выработан механизм функционирования малокомплектных школ.
На заседании рабочей группы основными проблемами были названы качество образования, его доступность, эффективность использования финансовых ресурсов.
Небольшие средства, которые выделяются на образование, предполагается использовать более оптимально благодаря введению нормативного финансирования, прогнозированию потребностей рынка труда, изменению оплаты труда. Много говорили о Единой тарифной сетке. Как образно выразилась Галина Разбивная, “мы находимся в сетке”. Есть предложение, чтобы ставка 8-го разряда, на которую берут молодого учителя, была не ниже прожиточного минимума. Директоров школ предлагается приравнять по оплате труда к муниципальным и государственным служащим.
По мнению Владимира Лившица, есть две ключевые проблемы – статус школы и статус учителя. Наконец, прозвучали слова, которых так долго все ждали: соучредителем школы должно стать государство. Ярослав Кузьминов считает, что на обновление оборудования надо выделять не 4-6 миллиардов в год, а 9-10 – “как бы тяжело и скандально этот вопрос ни проходил”. Решено также разработать документ о статусе учителя, предусматривающий гарантии в оплате труда, зависимость зарплаты от качества работы, защиту учителей со стажем и молодых, сохранение пенсий за выслугу лет, льготы. Среди них – поддержка молодых учителей, освобождение от службы в армии работающих в школе мужчин.
За усиление роли государства в сфере образования, против коммерциализации образования, за возврат общего и начального профессионального образования под опеку государства высказался Союз ректоров России в лице ректора МВТУ имени Баумана И.Б.Федорова.
Предложение вынести документ на общественное обсуждение прозвучало от Ивана Мельникова. Его поддержал Сергей Катанандов. После того как будет готов текст, решено пригласить на его обсуждение представителей от каждого региона. Видимо, это произойдет в начале июля. Кстати, ректор Российского нового открытого университета В.А. Зернов высказал неудовольствие присутствием журналистов на заседании рабочей группы. Но Сергей Катанандов с ним не согласился: “Мы работаем открыто”.
В перерыве я поинтересовалась впечатлением от рабочей группы одного из его членов – председателя Комитета образования Новгородской области Владимира Аверкина.
– Пока не получил удовлетворения. Есть Закон “Об образовании”, где в первой главе, пункте 4-м сказано, что Правительство Российской Федерации делает ежегодный доклад о состоянии образования палатам Федерального Собрания. Где этот доклад? Долго дискутируем, а практических мер не принимаем.
Дмитрий Аяцков высказался без обиняков:
– Если не будет в документе услышан лично мой опыт, я буду все равно делать так, как нужно народу Саратовской области, чтобы получить образованного профессионала.
После окончания заседания рабочей группы, завершившейся всего за час с небольшим до отправления московского поезда, спросила Владимира Филиппова:
– Не слишком ли объемный документ готовится? Ведь и средств мало, и документов хватает – Закон “Об образовании”, Национальная доктрина?
– В обществе намного больше проблем, чем только зарплата учителя, – не согласился со мной министр. – Чему в школе учить, как в вузы принимать. Не ответить на эти вопросы мы просто не можем. Мы должны определить, что в школе будет платно, что бесплатно. У нас 38 миллионов человек – тех, кто учится и работает в школе, – огромная армия, почти треть населения страны. И поэтому документ в две странички не получится. Пока обсуждение идет только в образовательном сообществе. Мы опять сами, изнутри, пытаемся реформировать систему образования. А может быть, родители не этого хотят? Обязательно будем обсуждать документ с привлечением родителей, работодателей, общественности.
Подвел итоги очередного заседания рабочей группы ее председатель Сергей Катанандов.
– Делать далеко идущие выводы пока рано, идет нормальная конструктивная работа. Согласована канва будущего документа. Главное, мы получили мнение специалистов, руководителей более 30 регионов. Сейчас мы обобщим их и к 19 июня подготовим текст документа. Будем его в течение месяца-полутора обсуждать, в том числе и обращаться к общественности. К началу августа он будет готов. Но мы можем столкнуться с проблемой финансирования некоторых идей. Понятно, что вынуждены будем вести согласительные процедуры с правительством, Минфином: мы не можем не помнить, что живем в условиях переходного периода, и на этот переходный период образование должно быть бесплатным. Думаю, это мнение будет поддержано большинством членов рабочей группы.
… Ожидаемого документа по образованию еще нет, а многие уже задумываются о его судьбе. Но как известно: под лежачий камень вода не течет…
Наталья МЕШКОВА
Досье “УГ”
Сергею Катанандову 46 лет. Он окончил 30-ю петрозаводскую школу – одну из лучших школ в Карелии в те годы. После окончания факультета промышленного и гражданского строительства ПетрГУ работал на стройках Карелии. В 1990 году его избрали мэром Петрозаводска, в 1998-м – председателем правительства Республики Карелия. Имеет репутацию жесткого руководителя. В прошлом году защитил кандидатскую диссертацию по философии. При Сергее Катанандове Карелия провозглашена социально ориентированной республикой.
Комментарии