Времена и правители меняются, учителя остаются. Их легко узнать в городской толпе, в метро или театре: по строгому взгляду, по внутренней собранности, по учительским интонациям в голосе. Многие сетуют на консерватизм профессии, но, наверное, некоторая здоровая его доля просто необходима, она и помогает сохраняться традициям, передавать знания из поколения в поколение. К сожалению, сейчас катастрофически падает престиж этой профессии. И не только у нас в России с ее извечными проблемами, но и во всем мире. Самыми непрестижными большинство выпускников считают профессии дворника и… учителя. Перемены необходимы. Но как все новое, реформы у многих вызывают страх – а не станет ли еще хуже? И все же принятую Министерством образования Программу развития системы непрерывного педобразования в России на 2001-2010 годы ждали уже давно. Среди главных ее разработчиков Виктор Леонидович Матросов, ректор ведущего педвуза страны МПГУ, председатель Совета по педагогическому образованию при Министерстве образования РФ, член-корреспондент РАН, академик РАО. Его я и попросила рассказать об основных идеях этой программы, и, конечно же, о возможностях ее реализации в сегодняшней ситуации.
Программа – результат работы министерства и рабочей группы, созданной Советом по педобразованию. В нее входили представители педвузов, классических университетов, системы среднего педагогического образования, учебно-методических объединений и учреждений повышения квалификации. В обсуждении участвовали самые разные регионы – Калининград, Поволжье, Кубань, Урал, Забайкалье, Дальний Восток, республики Мордовия, Башкирия… Предложения пришли более чем от 40 педвузов, от Совета директоров педучилищ и колледжей России, от Московского комитета образования. Когда мы разрабатывали проект программы, в первую очередь стремились ответить на вопрос: как изменится подготовка учителя в условиях реформ? Ведь нерешенными остаются многие серьезные вопросы – и содержание базисного учебного плана, и характер единого государственного экзамена. Главная же задача, которую мы перед собой ставили, – улучшить качество подготовки педагогов. А чтобы этого добиться, нужно обновить содержание на всех уровнях и ступенях педагогического образования. Мы ведь готовим современного учителя, который будет работать в различных типах образовательных учреждений, в том числе и в лицеях, гимназиях, авторских школах. Старая система устарела, если ничего не менять, то педагогов для этих школ и профильных классов начнут готовить классические университеты, где все чаще открываются педагогические специальности. Я же с уверенностью заявляю – педуниверситеты могут готовить преподавателей и для вузов. В нашем университете мы присваиваем квалификацию “преподаватель”, “преподаватель высшей школы”.
– В чем, на ваш взгляд, главная проблема педобразования?
– Как готовить учителя, мы знаем. Но проблема прежде всего в том, чтобы повысить престиж учительской профессии, иначе молодые и талантливые люди в школу не пойдут. Многое объясняется и нерешенностью финансовых проблем, и социальной незащищенностью. Мы должны вернуть заслуженное уважение учителю, сделать отношение к нему общества более трепетным. Чтобы решить все эти вопросы, мы вместе с Л. П. Кезиной, руководителем Московского комитета образования, около двух лет назад подписали договор о сотрудничестве. Ведь именно для Москвы МПГУ готовит учителей. Благодаря этому наши выпускники получают более высокую зарплату, стали шире и возможности проведения педпрактики в столичных школах.
– Слово “реформа” сейчас стало знаковым, даже набило в какой-то степени оскомину. Как вы относитесь к экспериментам, которые идут и в средней, и в высшей школах?
– Главная цель реформы – современное качество образования. Ученые нашего вуза первыми занялись научным проектированием концепции обновления образования. И продолжают работать над этой проблемой. Мы сейчас готовы принять участие в начавшемся эксперименте, взять на себя задачу определения содержания в профильных классах старшей школы. У нас накоплен серьезный опыт в этой области. Именно в стенах нашего университета появилась уникальная инициатива для всей страны – свыше двадцати лет назад мы создали педагогические классы в школах Москвы.У всех факультетов нашего вуза прочные связи с аккредитованными школами. Напомню, что МПГУ одним их первых в стране начал проводить эксперимент, засчитывая ребятам аккредитованных школ выпускной экзамен в качестве вступительного. Уверен, что именно через систему экспериментов и должны осуществляться реформы в образовании. Нужно только действовать с особой осторожностью и ответственностью и не забывать, что объект наших экспериментов – живые люди.
– А что уже сделано в условиях реформы педвузами?
– Учеными МПГУ и других вузов, входящих в состав учебно-методических объединений, разработаны, а министерством утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения: 59 стандартов по специальностям высшего педобразования и 7 по направлениям подготовки бакалавров и магистров. Новое поколение отличается большей вариативностью – это поможет учесть особенности и вуза, и региона, где он находится. Впервые введены несколько моделей стандартов по педагогическим специальностям. Стандарт пятилетнего обучения по одной специальности даст возможность усилить научную подготовку, а по двум – обеспечит нас специалистами для сельских и малокомплектных школ.
– И какие же результаты ожидаются?
– Прежде всего улучшение качества подготовки, углубление вариативности и индивидуализации обучения, усиление профессиональной направленности, создание учебно-научно-педагогических комплексов – они объединяют и дошкольные учреждения, и школы, и вузы, учреждения повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Координирующий же центр – педуниверситет. Такие комплексы прекрасно работают в Ростовской, Волгоградской, Ярославской, Иркутской областях, Красноярском крае, Республике Мордовия. Не обойтись педобразованию и без науки. Кстати, среди участников конкурса проектов по научным программам министерства на 2001-2002 годы число педагогических вузов возросло до 38 (год назад был всего 21), а количество заявок увеличилось в 2,5 раза (со 120 до 300). Думаю, нужно скорректировать тематику научных исследований педвузов. Более последовательно включать в нее проблемы модернизации образования. И еще очень важный момент – все мероприятия программы имеют комплексный характер. Не забыли здесь и о подготовке педагогов для системы специального образования. Сейчас ведь детей с нарушениями здоровья в России – 1,6 миллиона человек, это около 4,5 процента. К сожалению, все больше ребят и из обычных школ, а не только специальных, нуждаются в помощи учителей-дефектологов.
– А какой сейчас конкурс в педвузы?
– В последние два-три года он сильно вырос. На недавно открытом в МГПУ факультете западноевропейской и славянской филологии он достигает 19 человек на место. Нас постоянно ругают – выпускники зачастую до школы не доходят, но сейчас могу сказать: больше 60 процентов все-таки приходят к ребятам.
Не решив проблемы подготовки учителей, мы вряд ли можем рассчитывать на успехи в других областях.
Светлана РУДЕНКО
P.S.
Когда верстался номер, мы узнали, что Виктор Леонидович Матросов вновь переизбран ректором МГПУ. Редакция “УГ” поздравляет Виктора Леонидовича. Новых вам открытий, оригинальных идей и творческих учеников. И конечно, здоровья и счастья.
Комментарии