Жизнь есть музыка с ее живым и жизнь творящим ритмом.
Эмиль Жак-Далькроз
Музыкальный ритм входит в нашу жизнь с детства. Все, что окружает нас, живет по законам ритма: смена времен года, дня и ночи, возрастные процессы, биение сердца и многое другое подчинено определенному ритму. Грудной ребенок, слыша музыку, начинает радостно улыбаться, хлопать в ладоши и лепетать, приплясывать на руках у матери. Мы видим, что чувство ритма заложено в каждом ребенке от природы и формируется параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Поэтому так важно не упустить момент и создать условия для развития музыкальности и ритмичности детей.
Развитие чувства ритма также является одним из условий реализации речевой деятельности. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения.
Речь не врожденная способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Наиболее эффективное средство для этого – занятия логопедической ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений. В школе №1531 вот уже третий год функционирует объединение дополнительного образования «Логоритмика».
Логоритмика помогает в решении таких задач, как развитие артикуляции, слухового внимания и памяти, укрепление костно-мышечного аппарата детей, формирование правильной осанки, развитие певческого дыхания, речи, чувства ритма, творческой фантазии и коммуникативных способностей. Разрабатывая логоритмические занятия, педагог учитывает возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.
Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной и эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей.
Игра и творчество являются фундаментальными способами освоения детьми окружающего мира. Современная музыкально-педагогическая практика, стремясь отвечать актуальным запросам общества и подстраиваясь к реальным потребностям учащихся, все чаще обращается к формам творческого музыкального общения, представляющим сегодня особые ценность и интерес.
Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют быстрому развитию речи и музыкальности, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению детей со сверстниками. Занятия логоритмикой с детьми, имеющими слуховые, речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения, способствуют решению многих коррекционных задач.
Юлия БАРАНОВА, музыкальный руководитель школы №1531 имени С.К.Годовикова
Комментарии