Управляющие советы прочно вошли в жизнь образовательных учреждений. Работа в совете каждой организации строится по-разному, но каждый опыт неоценим и может быть успешно применен в других школах.
Можно рассматривать управляющий совет как структуру, объединяющую всех участников учебного процесса, как естественную ступень развития общественного администрирования. Совет – это некий рефери между педагогическим коллективом и родительской общественностью. В школе нет незаинтересованных сторон: педагоги строят свою деятельность на том, чтобы привнести что-то научно обоснованное детям. Родители зачастую чрезмерно жалеют своих детей. Соответственно, если выслушивать одну из сторон, нельзя прийти к правильному решению. В результате работы удалось уловить тонкую грань между стремлениями педагогов и непониманием родителей. Разработали алгоритм действий для урегулирования возникающих споров, затрагивающих комплексные интересы: детей, родителей и школы, в том числе ее финансовую сторону. Примером тому – найденный компромисс по вопросу снижения размера оплаты за группы продленного дня ради увеличения числа пользователей услуги. Родители, выслушав аргументированные объяснения, в итоге достаточно легко согласились с аргументами – плата небольшая, кроме того, учитываются льготы определенных категорий семей.Участие детей в работе и принятии решений совета очень важно. Если из совета исключить детей, для которых школа и существует, он теряет свой смысл. Для школьников участие в общественных структурах – это возможность почувствовать себя лидером, высказать свое мнение о школе, о жизни в ней и учебе. Ученическое сообщество делегировало своих сверстников в совет. После каждого заседания они подробно рассказывают в классе, чему стали свидетелями: какие вопросы обсуждались, какие решения по ним приняты. Придя домой, дети передают обсуждаемую информацию родителям, а те в свою очередь общаются с учителями – так и возникает обратная связь. Важнейшим вопросом, связанным с деятельностью управляющего совета, является его аккредитация, которую мы успешно прошли в ноябре 2015 года. Сегодня в школе действует управляющий совет второго созыва. Его председателем стал уважаемый житель микрорайона Александр Юрьевич Орлов – серьезный, авторитетный человек, юрист. Очень многое в совете определяет его глава, следовательно, и вопросы, которые поднимаются сегодня на совете, – серьезные, глубокие, и рассматриваются они на заседаниях не поверхностно, а всесторонне, глубоко, на основе права и здравого смысла. Многие темы, рассматриваемые УС, так или иначе известны, но есть те, которые требуют проявления инициативы, новаторских способов и методов решения. И здесь неоценимы роль и опыт такого специалиста, как Александр Юрьевич. Его участие в управляющем совете позволило родиться такому важному начинанию, как профильное обучение правовой направленности. Речь идет о создании профильного класса, в реализации программ которого принимают участие специалисты правоохранительных органов района. Это само по себе очень важно, так как хорошо известно, сколь широко распространен в нашей стране правовой нигилизм. А к тому же наш район Солнцево известен как весьма криминогенный. Полностью искоренить преступность, увы, невозможно. Поэтому главный метод борьбы с ней – профилактика с помощью правового просвещения. Ведем мы эту работу по такой схеме: 8-9-й классы – предпрофильное обучение, 10-11-й классы – профильное обучение. Ориентируясь на запросы родителей и самих школьников, мы приняли решение создать профильный социально-гуманитарный класс, однако по инициативе Александра Юрьевича идея была скорректирована точнее: правоведение. Приобщили к работе специалистов межрайонной прокуратуры, Отдела внутренних дел района Солнцево, Следственного комитета. Согласно учебным планам они проводят семинарские занятия по обществознанию и праву. Занятия проходят в формате свободного обмена мнениями, что формирует у подростков уважение к людям этой непростой, а порой опасной профессии.Отмечу, что в «правовой 10-й класс», первый после реорганизации учебного комплекса, собрались далеко не самые благополучные ребята, в отличие от химико-биологического и технологического направлений. И у нас на глазах произошел «внутренний переворот» в вопросах организованности и дисциплины этих подростков, начиная от внешнего вида и заканчивая желанием и умением слушать, слышать и вникать в то, о чем они узнают на занятиях. На наш взгляд, этот опыт так же уникален, как и прост. У нас в стране не каждый взрослый знает, чем отличаются функции следователя полиции, сотрудников Следственного комитета и прокуратуры; куда можно подать заявление в связи с невыплатой заработной платы, каковы права человека, задержанного на улице, и так далее. Нашим учащимся на эти и другие сущностные вопросы отвечает человек, который не теоретически, а практически этим занимается, а значит, учебный процесс носит конкретный практико-ориентированный и глубоко личностный характер. Оканчивая школу, подростки получат знания, которые останутся у них на всю жизнь. И всегда будут востребованы. Все это хорошо забытое старое, которое когда-то называлось наставничеством, шефством. Наше твердое убеждение: каждый взрослый человек должен что-то сделать для детей. Следовательно, работа членов управляющего совета и есть работа во благо школы, детей и их будущего.Ева СОЛОДУХА, директор школы №1002
Комментарии