Если говорить формально, то ориентация на рынки труда не входит в круг проблем старшей школы. Те молодые люди, которые собираются стать строителями, трактористами или фельдшерами, после 9-го класса выберут соответствующие техникумы или профессиональные лицеи. В школе остаются те, кто после ее окончания хочет продолжать образование. Но сегодня ситуация складывается так, что в крупных городах старшая школа процентов на тридцать представляет собой теневой экстернат, где ребенок, готовясь к поступлению в вуз, «выуживает» из программы что-то свое. Тем не менее ориентация на выбор вуза приводит к массовой подмене образования. Когда мы говорим о недостатках той или иной формы ЕГЭ, то боимся, что экзамен сведется к простому натаскиванию. Но, к сожалению, у нас подготовка к любому испытанию практически всегда сводится именно к этому. И сегодня мы должны думать над тем, как построить такую систему образования, в которой натаскивание и зубрежка не занимали бы столько времени и места.
На семинаре, прошедшем в Высшей школе экономики, рассматривались проблемы взаимосвязи рынков труда и школьного образования в условиях введения профильного обучения.
По мнению министра образования и науки Андрея Фурсенко, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире «живет» не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен владеть базовыми знаниями. Академическое образование, которым когда-то славился Советский Союз, зачастую давая хорошую стратегическую базу, вело к не менее серьезным стратегическим просчетам. Чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием. Любой человек кроме освоения общих знаний хочет владеть каким-либо ремеслом.
– Для становления личности, я думаю, это очень важно, профильное образование кроме существенного вклада в экономическое развитие государства имеет и большую социальную составляющую.
Говоря о рынках труда, нельзя не коснуться вопроса потребностей. Здесь тоже есть большая опасность, что они будут сиюминутными. Образование рассчитано на длительный срок, но может получиться так, как лет 30 назад. Тогда профессия оператора ЭВМ была одной из самых престижных. Потом стало ясно, что через 10 лет все изменится. Тем не менее объяснить оператору ЭВМ, получившему профильное образование, что нужно срочно переучиваться, было неимоверно сложно. Существовал огромный дефицит кадров, и людей переманивали с одного места на другое. Планирование рынков труда, создание портрета специалиста – задача, конечно же, нелегкая. Сделать экономический прогноз на ближайшее десятилетие неимоверно сложно. Но этой задачей необходимо заниматься, рынки труда нужно постоянно анализировать. И когда родители и школьники увидят, куда движется экономика, тогда будет расти спрос и на профильное образование.
Руководитель Федеральной рабочей группы по введению профильного обучения Анатолий Пинский еще раз напомнил, что профиль – это подготовка школьника к выбору дальнейшего индивидуального маршрута. Профильное обучение не является профессиональным или производственным в духе советских времен, как это иногда понимают. Ведь в некоторых даже весьма продвинутых регионах начинают его реализацию с установки в стенах средней школы дорогого оборудования для профессионального обучения. Профильное обучение ни в коем случае не должно конфликтовать с лицеями и гимназиями и приводить к их закрытию. Оно должно быть массовым, а не элитным, и не следует стараться с его помощью вытеснить или заменить базовое образование.
По мнению директора центра образования «Царицыно» Ефима Рачевского, профильная школа – это одно из тех редких удовольствий, которое является продуктивным. Ребята, попадающие в систему профильного обучения, на самом деле не очень задумываются о своем последующем трудоустройстве.
– Директора школ все чаще сталкиваются с ситуацией, когда родители будущего пятиклассника спрашивают: готовят ли у вас на юристов, экономистов, парикмахеров? – сказал Рачевский. – Это говорит о том, что современные родители связывают успешность своих детей с тем образованием, какое они получат. Молодые родители рассматривают школу как опосредованную сферу вложения своих денег и, естественно, выдвигают требования. Если мы не создадим для детей и родителей ситуацию удовольствия, то школа перестанет быть конкурентной по отношению к другим сферам человеческой деятельности. Пример США налицо. Если у нас в позапрошлом году в экстернат официально ушли 24 тысячи школьников, то в Соединенных Штатах в школах не учится уже около 1,5 миллиона детей.
Центр образования «Царицыно» ежегодно заканчивают более двухсот старшеклассников. Двадцать три процента выпускников, обучавшихся по определенному профилю, работают по специальности, полученной в вузе. Выпускников традиционной системы обучения, работающих по специальности после вуза, в два раза меньше. По мнению Рачевского, мы еще не совсем понимаем, какие выгоды заложены в системе профильного обучения. Представители рынков труда все чаще смотрят не на то, какой вуз человек закончил, а в какой школе учился.
Комментарии