Каждое отделение театрально-художественного колледжа №60 в зависимости от своего профиля готовит специалистов для постановочно-технических цехов театров, художественно-производственных мастерских, киностудий и телестудий. Выпускники колледжа распределяются на работу в качестве начальников театральных цехов, старших мастеров, художников-бутафоров, художников по куклам, художников по костюму, гриму, светотехников и звукотехников, художников-мультипликаторов в постановочные цеха театров, кино- и телестудий, концертных организаций Москвы. Многие из выпускников после окончания колледжа продолжают свое обучение в театральных или художественных вузах.
Театрально-художественный колледж №60 имеет устоявшиеся десятилетиями традиции подготовки высококвалифицированных кадров, среди которых немало заслуженных работников культуры, членов СТД, лауреатов театральных и кинопремий. За время работы колледжа были подготовлены более 7000 специалистов, работающих на творческих и руководящих должностях в организациях культуры и искусства города Москвы и РФ.С первого дня основания театрально-художественного колледжа №60 существует художественно-бутафорское отделение. За это время сложилась богатая традициями и опытом система обучения художников-бутафоров. Театральная бутафория – важная часть оформления спектакля. Бутафорские объекты – предметы сценической обстановки, имитирующие настоящую посуду, декоративные вазы, светильники, скульптуру, детали архитектуры и мебели, военные доспехи, оружие, деревья, кусты, цветы и растения, животных, птиц и другие разнообразные предметы, необходимые для оформления спектакля, отражающие быт разных времен и народов, определенный художественный стиль, помогающие создать необходимую атмосферу спектакля. Бутафорию изготавливают из папье-маше, мастики, дерева, металла, поролона, картона, оргстекла и других материалов, имитирующих настоящие предметы материальной культуры из таких различных, часто дорогих материалов, как бронза, золото, серебро, ценные породы древесины, фарфор, майолика, хрусталь, стекло, имеющих в первую очередь декоративное назначение.В театральном спектакле или кинофильме предметы бутафории, будь то кинжал в богатой драгоценной оправе, рыцарский шлем или щит, декоративная ваза, канделябр, трон или статуя, помогают создать особую атмосферу спектакля, выстроить мизансцены. Театральная бутафория помогает актерам лучше передать смысл роли, а зрителям ярче представить время и место действия, происходящего на сцене. Она неотделима от содержания спектакля, это важнейшая часть оформления спектакля наряду с декорациями, светом, костюмом, гримом, музыкой.Профессия художника-бутафора – одна из интереснейших профессий. О таком специалисте можно смело сказать, что это мастер на все руки. Человек, владеющий секретами этой профессии, может сделать из самых обыкновенных материалов – газетной бумаги, клея, проволоки, ниток, дерева, фольги, оцинкованной жести, поролона – любой бутафорский объект материальной культуры, точно имитирующий тот или иной художественный стиль определенной исторической эпохи. «Художник-бутафор» – очень многогранная профессия, так как этот специалист должен владеть сразу несколькими ремеслами, например, ему требуются слесарные, плотницкие, столярные навыки обработки разных материалов. Студенты овладевают навыками обработки дерева и металла на токарном и сверлильном станках, продольной и поперечной распиловки древесины с помощью ножовок и лобзиков, работы на ручном рубанке и электрорубанке, обтачивания деталей на электроточиле, механической обработки древесины и металла напильниками, стамесками, резцами, электропайки деталей из жести и проволоки, тиснения по фольге или жести с помощью специальных инструментов для чеканки по металлу, различными технологиями изготовления изделий из папье-маше, мастики и картона.Студентам также нужны навыки изготовления бутафорских изделий из фактурных тканей, пенопласта, пластических масс, оргстекла, поролона, ревультекса, древесных опилок. В программе обучения задания по выполнению декоративных растений, овощей и фруктов, птиц, рыб, зверей, карнавальных и ритуальных масок, посуды, светильников, холодного и огнестрельного оружия, доспехов, шлемов, щитов, уличных фонарей, светильников, корзин, шляп, книг, орденов, медалей, бижутерии и многого другого.Художнику-бутафору также необходимо владеть живописью, рисунком и композицией для создания эскизов и технических чертежей бутафорских объектов и для имитации с помощью росписи на изделиях театральной бутафории из папье-маше, мастики, дерева различных фактур, таких, например, как позолоченная бронза, серебро, тисненая кожа, фарфор, поделочные цветные камни и т. п. Чтобы выполнять даже не слишком сложные бутафорские объекты, требуется также владение скульптурными навыками лепки.На занятиях скульптурой студенты изучают основы скульптуры, приобретают практические навыки в лепке и образном изображении объемной формы как на плоскости, так и в пространстве. Весь курс скульптуры состоит из практических заданий, в процессе выполнения которых студенты должны овладеть приемами декоративной лепки, уметь вылепить отдельные части тела, голову и фигуру человека со слепков и с натуры в круглом объеме и в рельефе, скульптуру анималистического характера. Итоговое задание – воспроизведение объемной скульптуры или рельефа по фотографии, репродукции или по эскизу с соблюдением образности и стилистических особенностей пластики.На занятиях рисунком и живописью предусматривается изучение основ академического рисунка и станковой живописи. Студенты приобретают практические навыки графического изображения окружающей действительности на основе объемно-пространственного мышления, практические навыки в технике акварельной и масляной живописи на основе сопоставления цветовых отношений натуры и объективного цветового восприятия окружающего мира.Часто бутафорское изделие приходится изготовлять одновременно из нескольких материалов, самостоятельно продумывать технологию и процесс его изготовления, подбирать необходимые материалы. Например, пистолет XVIII века может быть изготовлен из металла и дерева. Из металлической трубки делаются ствол, замковый механизм, спусковая скоба и спусковой крючок, из дерева – рукоятка и ложе ствола. С помощью орнаментальной резьбы и росписи в пистолете воспроизводится определенный художественный стиль, имитируются дорогие породы древесины, инкрустация серебром и т. п. Канделябр XVII века может быть выполнен из проволочного каркаса и папье-маше и расписан под позолоченную бронзу. Возможности театральной бутафории практически неограниченны. Художник-бутафор должен также обладать смекалкой и изобретательностью, для того чтобы придумать наиболее рациональную конструкцию изделия, подобрать наиболее подходящие материалы для данного изделия, сделать его достаточно прочным и функциональным.С 1961 г. наряду со специальностью «художник-бутафор» на художественно-бутафорском отделении существует также специальность «художник-технолог по куклам», в которой разнообразные навыки по обработке разных материалов, которыми владеет художник-бутафор, применяются для изготовления кукол, бутафории и декораций кукольного спектакля.На практических занятиях по технологии кукол студенты учатся изготавливать различные виды театральных кукол – перчаточных, тростевых, теневых, ростовых, марионеток, кукол кино, авторских, сувенирных из дерева, папье-маше, картона, ткани, поролона, синтетических материалов. Художник по куклам в первую очередь должен владеть секретами механики различных видов театральных кукол и кукол кино, поскольку именно механика куклы (движения головы, глаз, бровей, рта, туловища, рук, ног) играет важнейшую роль в создании динамики образа и персонажа, раскрытии его функциональной нагрузки.Например, самые простые по своему устройству перчаточные куклы рассчитаны на быстрые динамичные движения и наиболее подходят для комических персонажей, таких как русский Петрушка или английский Панч.У тростевых кукол движения плавные, неспешные или резкие, динамичные. Они часто используются для образов величественных, романтических, как куклы спектакля «Волшебная лампа Аладдина» ГАЦТК. Такие куклы управляются тростями, идущими к рукам, и особой тростью, идущей к голове, – гапиту, на котором закрепляется механика управления деталями лица куклы. Тростевые куклы могут быть довольно сложны по механике. В этом случае ими управляет сразу несколько кукловодов. Так, в спектакле ГАЦТК «Необыкновенный концерт» куклой Цыганка управляют одновременно шесть актеров.Самой сложной по своей механике является кукла-марионетка, управляемая сверху кукловодом с помощью нитей. Движения куклы-марионетки наиболее уподоблены движениям человека. Не случайно театр марионеток часто имитирует театр драматический, а кукла-марионетка – живого актера. Собрать такую куклу, чтобы она правильно и гармонично двигалась, – целое искусство. Марионетка управляется нитями или штоками из проволоки, прикрепленными непосредственно к рукам кукловода или деревянной ваге. У марионеток может быть большое количество нитей управления, чем больше нитей, тем натуральнее и совершеннее движения куклы.Художник по куклам должен уметь изготавливать из дерева, папье-маше и металла детали куклы и элементы ее конструкции, владеть технологией резьбы и росписи, навыками конструирования и сборки куклы, подбора тканей и пошива и отделки костюма для куклы, который играет важнейшую роль в характеристике образа и должен сочетать в себе достоверность, сказочность и условность.Помимо практических занятий по специальности, среди которых также «Театральный макет», «Декорационная живопись», студенты художественно-бутафорского отделения изучают ряд профилирующих теоретических спецдисциплин – «Пластическую анатомию», «Историю театра», «Историю изобразительного искусства», «Историю материальной культуры», «Историю игрушки, куклы и кукольного театра».Студенты проходят производственную практику в цехах московских театров и студий. Дипломные работы студентов – это театральная бутафория, декорации и куклы, выполненные в мастерских театров и киностудий и непосредственно задействованные в постановках. Такой глубокий и основательный подход к освоению профессии позволяет выпускникам театрально-художественного колледжа №60 стать специалистами широкого профиля в области оформительского искусства.В нашем колледже учатся редким профессиям, но всех объединяет одно – любовь к театру. Для начала обучения это самое необходимое условие!Инесса ГЕННИС, преподаватель театрально-художественного колледжа №60
Комментарии