search
main
0

Редакция литературы. Нескучный жанр

Благодаря кому «Дрофа» имеет возможность выпускать новые книги с завидной регулярностью не только ежегодно и ежемесячно, но даже еженедельно? Конечно же, благодаря людям, которые эти книги создают. Как и в любом профессиональном издательстве, здесь каждый занимается своим делом, отвечая за работу конкретного направления. И огромную роль в процессе подготовки книги к печати играют редакторы учебных редакций. Именно они, приняв у автора рукопись, вместе с ним доводят ее до совершенства. Оставаясь за кадром, они дают огромное количество дельных советов, рекомендаций и идей, помогающих улучшить как содержание, так и оформление. Поэтому сейчас мы хотим предоставить слово заведующим редакциями, которые расскажут о том, что они подготовили читателям к новому учебному году.

Какие учебно-методические комплекты подготовила наша редакция? Во-первых, УМК «В мире литературы» под редакцией профессора А.Г.Кутузова. Главное, что выделяет эту линию учебников, – система коммуникативно-творческих работ, расширение жанрового спектра, сквозной курс духовной литературы, раздел «Художественный мир западноевропейской литературы ХIХ века», который представлен в двух вариантах изучения: блоковом и поэтапном. К этому УМК уже были созданы рабочие тетради для 5 класса, а в этом году вышли и рабочие тетради для 6 класса (авторы З.Б.Абдуева, Н.И.Сарычева).

Для тех, кто занимается по УМК под редакцией А.Г.Кутузова, будет интересна и полезна книга практикующего учителя М.В.Моисеева «Путеводитель в мире литературы» (она вышла в серии «Мастер-класс» и включает в себя материал для уроков по учебнику «В мире литературы. 5 класс»), а также методическое пособие того же автора «В мире литературы. 5-6 класс». Последняя книга содержит интересную и результативную методику преподавания, поурочное планирование и материал для проведения итоговой проверки знаний за курс. И конечно, учителям будут полезны «Методические рекомендации по использованию учебников под редакцией А.Г.Кутузова «В мире литературы» для 10 и 11 классов при изучении литературы на базовом и профильном уровне» (авторы А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева).

Хотелось бы обратить внимание на популярный УМК «Литература» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией профессора Т.Ф.Курдюмовой. Программа курса построена по концентрическому принципу. Отличительными особенностями этого УМК являются вариативное решение всех вопросов при изучении художественного произведения, использование тематического и жанрового подходов при построении структуры курса каждого класса. Реализованная в учебниках-хрестоматиях система помогает показать движение и развитие литературы как непрерывный процесс. Каждая учебная книга включает литературные произведения от древности до сегодняшнего дня. В новом учебном году большим подспорьем для учителей будет книга Е.Ю.Липиной «Литература: тесты к учебникам-хрестоматиям под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. 5-9 классы» и переработанная по новому стандарту программа по литературе для 5-11 классов.

УМК «Русская литература ХIХ-ХХ» под редакцией В.В.Агеносова и А.Н.Архангельского выходит с 1996 года, базируется на авторской программе и хорошо знаком учителям-словесникам. Это историко-литературный курс, который очень популярен в старших классах, профессиональных училищах, колледжах. Им пользуются на курсах подготовки к вступительным экзаменам в вузах, он вполне подходит для самостоятельного изучения. Уже вышли в свет «Методические рекомендации по использованию учебников «Русская литература XIX века» и «Русская литература XX века» под редакцией А.Н.Архангельского и В.В.Агеносова для 10 и 11 классов при изучении литературы на базовом и профильном уровне», а к новому учебному году выйдут хрестоматии для 10 класса и переработанные в соответствии с новым стандартом хрестоматии для 11 класса.

В школах, где учатся дети, для которых русский язык неродной, незаменим УМК «Русская литература» под редакцией профессора М.В.Черкезовой. Уже вышли методические пособия для 5 и 6 классов, в начале нового учебного года – для 7 класса.

Для профильного обучения представляет интерес комплект по зарубежной литературе на основе авторской программы Н.П.Михальской. Обратите внимание на методические пособия для 5-7 классов (автор И.В.Кочергина) и для 8-9 классов (авторы Н.П.Михальская и О.В.Ковалева).

Еще одна наша новинка – УМК «Гимназия на дому». Он создан учеными, учителями-предметниками и методистами из Санкт-Петербурга под редакцией М.Г.Беловой и адресован детям, которые хотят самостоятельно изучать литературу. Комплект для учеников 5 класса состоит из учебного пособия (ч. 1, 2) и рабочей тетради (ч. 1, 2), тесно связанных между собою. Издание не требует отдельного методического пособия для учителя, так как внутри книги дается обширный методический и справочный материал, словарь, план разборов. УМК продолжает традицию по обучению школьников самостоятельно мыслить и творить. К сентябрю вы сможете приобрести учебники и рабочие тетради для 5 класса (ч.1,2).

В популярной серии «Писатель в школе» примечательны книги И.П.Карпова «Шмелев в школе» и О.Н.Шахеровой «Распутин в школе», где кроме поурочного планирования, анализа произведений учитель найдет много дополнительного материала, который можно с успехом использовать на уроках, при проведении различного рода проверочных работ, во внеклассной работе, – темы сочинений, примерные темы самостоятельных работ (рефератов, докладов, сообщений), вопросы для олимпиад.

В серии «Библиотека учителя» вышла очень интересная книга Е.Ю.Полтавец «Война и мир» Л.Н.Толстого на уроках литературы». Это методическое пособие предлагает необычный подход к изучению творчества писателя в школе: мотивный анализ «Войны и мира», дополненный анализом символов и мифологем. Ученики вовлекаются в активную работу с текстом художественного произведения. Как этого добиться, рассказывает автор, учитель с большим опытом работы. Полтавец дает методические рекомендации, варианты уроков, библиографию по одной из самых трудных и объемных тем в литературном образовании школьников.

В той же серии вышло пособие «Обучающие и практические работы по литературе. 9-11 классы» под редакцией Т.Н.Андреевой. Книга предполагает самостоятельную исследовательскую письменную работу школьников с текстами художественных произведений. В ней учитель найдет 10 практических работ, которые могут быть использованы для обучения анализу художественного текста, проверки знаний и для работы с детьми, обучающимися на дому. Пособие поможет педагогу научить школьников творчески работать с текстом художественного произведения, а также подскажет такие формы проведения уроков, которые позволят задействовать сразу весь класс, сэкономить время, совмещая обучение и контроль. Кроме того, в серии «Библиотека учителя» вышло методическое пособие Э.И.Ивановой «Беседы о немецком романтизме», в котором можно найти много нового о произведениях В.Гауфа, братьев Гримм, Э.Т.А.Гофмана и других немецких романтиков, изучаемых по школьной программе, а также рекомендованных для внеклассного чтения и факультативных занятий.

Для учителей, интересующихся элективными курсами, наша редакция подготовила сборник «Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение». В данный сборник включены шесть авторских программ: «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения» (В.Ф.Чертов), «Литература русского зарубежья» (В.В.Агеносов), «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» (Н.Л.Карнаух), «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» (Е.А.Зинина), «Современный отечественный литературный процесс» (Т.Г.Кучина), «Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы ХХ века» (А.В.Леденев, Т.В.Леденева). В каждой программе раскрывается содержание курса, рекомендуются наиболее эффективные формы и методы его организации. В этой серии уже вышли учебное и методическое пособия «Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы» (А.Леденев и Т.Леденева). Учебное пособие предназначено для учеников старших классов с углубленным изучением литературы и английского языка. В методическом пособии к элективному курсу содержатся примеры проведения сопоставительного анализа поэтических и прозаических текстов русских и англоязычных писателей, разные варианты классических переводов, историко-литературные справочные материалы для учителя.

Готовится к печати книга Т.Г.Кучиной «Современный отечественный литературный процесс», где рассматривается творчество писателей конца ХХ – начала ХХI века. В ней представлены основные литературные направления, определившие развитие современной литературы, и прежде всего одно из самых влиятельных культурных явлений второй половины ХХ века – постмодернизм (Вен.Ерофеев, Саша Соколов, Т.Толстая и другие), постреалистическая проза (Л.Петрушевская, В.Маканин, С.Довлатов, Г.Владимов), неосентиментализм (Л.Улицкая). С основными особенностями концептуализма ученики знакомятся на примере творчества Д.Пригова, Л.Рубинштейна. Современная поэзия представлена творчеством Т.Кибирова, Л.Лосева. И наконец, такое явление, как массовая литература, показано через произведения Б.Акунина. Учебное пособие содержит разноуровневые вопросы и задания по анализу произведений, материал для самостоятельной работы, отрывки из критических работ на изучаемые произведения, подробную библиографию.

В сборниках «Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Заключительный этап. 2001-2004 гг.» (составители Е.А.Зинина, Т.Н.Роговик), «Всероссийские олимпиады школьников по литературе. Московский областной этап. 2002-2005 гг.» (составитель Л.В.Тодоров) вы сможете познакомиться с заданиями и творческими работами участников этих соревнований. Данное издание можно использовать для проведения школьных, районных, городских и региональных олимпиад по литературе.

Хотелось бы обратить ваше внимание еще на одно новое издание, «Теория литературы в таблицах» (автор Е.А.Зинина). Это комплект из 20 таблиц с методическим пособием в папке. Таблицы отражают весь теоретический материал школьного курса литературы и могут быть полезны учителю во время подготовки к уроку, для проведения самостоятельных и контрольных работ, а ученику помогут подготовиться к экзамену. Работу с ними облегчит методическое пособие, входящее в комплект. Оно содержит необходимый теоретический комментарий к каждой таблице, вопросы и задания, проверяющие глубину усвоения понятий, предложенных в таблицах. Практическая работа включает в себя обращение к художественным текстам, анализ которых позволит увидеть те или иные литературные понятия в их индивидуально-творческом воплощении. Все задания практической части носят одновременно контролирующий и обобщающий характер и способствуют оптимальной организации материала как на специальных занятиях по теории литературы, так и на уроках анализа текста.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте