search
main
0

Рецепты чемпионов. Как готовить лучших из лучших? У каждого – свой подход

Ежегодно во Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ) принимают участие сотни тысяч учащихся. Призерами и победителями заключительного этапа становятся лишь сотни. С каждым разом соперников становится все меньше. И где-то вдалеке мерцает огонек надежды на участие в международной олимпиаде. Если удастся победить, добро пожаловать в любой вуз мира, и можно смело говорить, что старт карьеры состоялся. Напряженная картина погони за успехом, не правда ли? И, несмотря ни на что, многие отваживаются на это поистине высотное восхождение.

Большой путь к олимпиадным наградам начинается для учащихся с массового, школьного этапа всероссийских соревнований. Здесь у каждого есть шанс проявить себя.- Олимпиады муниципального и школьного уровней являются основным инструментом выявления одаренных детей, – подчеркнула заместитель начальника Управления общего образования Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Елена Плетнева.- Очень важная роль в поиске и отборе талантливых школьников принадлежит школьному этапу. От того, как этот этап проводится, зависит многое, – согласился научный руководитель сборной РФ на Международной олимпиаде по информатике Владимир Кирюхин. – Сейчас внимание к школьному этапу несравнимо больше, чем раньше. И здесь заслуга и Минобрнауки России, и органов управления образованием в субъектах РФ. Но трудностей много. До сих пор среди учителей бытует мнение, что школьники, которые лучше всего изучают предмет, и должны побеждать на олимпиадах. И тут возникает коллизия – как учащийся 5-7-го класса может принимать участие в школьном этапе олимпиады по информатике, если информатика как предмет по действующему стандарту изучается только с 8-го класса, а изучение программирования вообще идет только в старших классах?Действительно, проблема серьезная, и надо ее решить, если необходимо сделать школьный этап более доступным. Ведь он выявит тех, кто в дальнейшем будет защищать интеллектуальную честь региона, а значит, это должны быть лучшие.Где же воспитывают лучших? В разных регионах образование сосредоточено на своем наборе дисциплин. Например, на заключительном этапе ВсОШ по астрономии чаще всего завоевывают награды ребята из Московской области, Санкт-Петербурга и Москвы. А наиболее продвинутые информатики и математики съезжаются на олимпиады из Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Татарстан.- В недавнем прошлом в сборную команду РФ по информатике попадали ребята из тех регионов, в которых работа с одаренными школьниками проводилась на высоком уровне и где были педагоги, которые способны выполнять такую работу на высоком уровне, – отметил Владимир Кирюхин. – Такими регионами являлись Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Нижний Новгород. В 2012 году к ним присоединилась Пермь, в этом году – Челябинск и Ижевск. Расширение географии во многом связано с активным внедрением методики работы с кандидатами в сборную команду РФ и использованием дистанционных форм работы с ними.Много юных биологов олимпиадного уровня сегодня сосредоточено в столице, Новосибирской области и Татарстане. Что же касается физики и географии, то тройка регионов-лидеров по количеству победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ здесь выглядит следующим образом: Москва, Московская область, Санкт-Петербург. А лучших химиков, оказалось, воспитывают в Москве, Новосибирской области и Республике Татарстан.- В сборной стабильно часто оказываются ребята из Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Казани, Новосибирска. Прежде на сборах редко появлялись представители Москвы, теперь все изменилось, – рассказал руководитель учебно-тренировочных сборов кандидатов в команду РФ на Международной химической олимпиаде Илья Глебов.Правда, как отметил Илья Глебов, в последнее время конкуренция за места в сборной стала меньше, чем раньше.А как воспитывают лучших? Очевидно, регионы-лидеры за последние годы создали особые системы подготовки школьников к олимпиадам, которые позволяют им добиваться таких результатов.- Мы особенно гордимся тем, что в этом году наша республика занимает третью позицию по количеству призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников после Москвы и Санкт-Петербурга, – отметила начальник Управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Тамара Федорова. – Это огромный труд наших талантливых учащихся и их педагогов. Данный результат позволяют обеспечить следующие подходы в работе с одаренными детьми. Например, раннее выявление способных школьников. В Татарстане проходят различные конкурсы и олимпиады для школьников, начиная с младших классов. По математике у нас муниципальные туры проводятся с 4-го класса. По остальным предметам – с 8-го класса. Мы стремимся как можно раньше выявить одаренных детей, привить им интерес к предмету. Второй подход – мотивация большого количества школьников к познавательной деятельности по предмету. Мы обучаем наших учителей интересным формам работы на уроках. Практикуем интерактивные, командные, занимательные конкурсы во внеурочное время.Хорошо развита система дополнительного образования. В каникулы проводится значительное количество профильных смен. У школьников есть возможность найти себя. И конечно же, у нас существует специальная программа поддержки для школьников, добившихся значительных успехов на уровне республики. Это и материальная поддержка (премии). Ежегодно мы проводим чествование талантливых школьников – победителей различных интеллектуальных состязаний, отмечаем не только их самих, но и педагогов, подготовивших ребят к победам. Это и интеллектуальная поддержка. Министерством образования и науки Республики Татарстан созданы специальные предметно-методические (тренерские) советы по каждому предмету. Эти советы разрабатывают «дорожные карты» по подготовке школьников к олимпиадам, включающие в себя профильные смены, учебно-тренировочные сборы с лучшими преподавателями Татарстана и России, выезды сборной на соревнования, конференции, очное и дистанционное обучение в течение года. С января 2014 года координацией этой работы будет заниматься специальный центр одаренных школьников, создаваемый при Министерстве образования и науки Республики Татарстан.О подходах Свердловской области рассказала начальник Центра по работе с одаренными детьми Дворца молодежи Свердловской области Людмила Кулагина:- По итогам прошлого года наш регион занимает пятое место в рейтинге по количеству призеров и победителей заключительного этапа ВсОШ и третье место по эффективности результатов. В Свердловской области создана определенная система работы с одаренными детьми, центральным звеном которой является подготовка к предметным олимпиадам. У нас есть специализированные центры, которые работают в этом направлении. В Екатеринбурге это центр «Одаренность и технологии», в Нижнем Тагиле – городской Дворец детского и юношеского творчества и др. Однако пальма первенства здесь, конечно, принадлежит Специализированному учебно-научному центру УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Среди тех, кто завоевывает медали на Всероссийской олимпиаде школьников или на международных интеллектуальных состязаниях, в основном его ученики. Это обусловлено не только тем, что здесь проводится серьезный отбор детей и ведутся углубленные занятия для старшеклассников, но и целенаправленной подготовкой школьников к выполнению олимпиадных заданий.Кроме СУНЦ УрФУ, как отметила Людмила Кулагина, в области есть и другие учебные заведения, где работают сильные педагоги-предметники: гимназия №9 в Екатеринбурге, Политехническая гимназия в Нижнем Тагиле, лицей №6 в Качканаре и т. д.Впрочем, какую-то единую методику или даже технологию подготовки олимпиадников, по ее словам, трудно выделить. В основном вся работа лежит на педагогах, которые обладают обширными знаниями, значительным опытом олимпиадной работы, но каждый из них делает это по-своему.Елена Плетнева также поделились секретами успеха своего региона:- Новосибирская область на протяжении последних лет является регионом, который входит в десятку лучших по числу победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Добиваться такого уровня подготовки школьников нам помогает система работы с одаренными детьми, которая на муниципальном и на региональном уровнях способствует поддержке и развитию их талантов. К основным видам деятельности по работе с одаренными детьми мы относим привлечение (стимулирование) детей к участию в предметных олимпиадах, выявление одаренных детей и стимулирование учителей к работе с одаренными детьми, отбор кандидатов на участие в областной олимпиаде и их подготовку, совершенствование юных дарований на региональном уровне в форме сборов областной команды перед всероссийской олимпиадой, в форме летней школы для формирования и подготовки резерва.По словам Елены Плетневой, особые результаты по развитию одаренных детей в регионе имеет проект создания специализированных классов для одаренных детей математического и естественно-научного направлений, который разработан и запущен Минобрнауки области с 2010-2011 учебного года. Для реализации индивидуальной образовательной траектории одаренных детей специализированных классов определен повышенный норматив финансирования. В 2012-2013 учебном году на одного ученика он составил 91532 рубля. В итоге за три года реализации проекта значительно увеличилось число победителей и призеров разных этапов ВсОШ среди обучающихся спецклассов.Также в области создан региональный центр развития одаренных детей «ДИО-ГЕН», который успешно реализует многие проекты, такие как «Центр олимпиадной подготовки школьников», «Воскресная научная школа», «Институт кураторства».Что ж, подходов к подготовке чемпионов действительно было представлено много. Ясно одно – чтобы показать достойный результат, должны одновременно сработать все составляющие: базовый уровень знаний школьников, педагогическая работа наставников и, конечно, особый олимпиадный тренинг.На самом деле на заключительном этапе Всероссийской олимпиады или даже на международных соревнованиях череда интеллектуальных сражений не заканчивается. Любой тренер назовет десятки других соревнований, и, если спортивный азарт не угас, можно пробовать силы и дальше. Но ведь стоит подумать и о карьере. Сегодня целеустремленная молодежь понимает, что участие в олимпиадном движении – постепенный, но верный способ поступить в интересующий вуз. Правда, для победителя или призера заключительного этапа ВсОШ, которого охотно ждут в любом вузе, выбор становится еще труднее.- В столице могут быть лучше педагогические кадры, сильнее научная школа, в целом больше перспектив, – предположила Людмила Кулагина. – К тому же преподаватели столичных вузов нередко знакомятся со своими потенциальными студентами на олимпиадных учебно-тренировочных сборах.- В регионах остаются, как правило, лишь там, где есть свои сильные университеты. Например, участники сборной из Новосибирска, Санкт-Петербурга и Татарстана обычно предпочитают получать высшее образование именно у себя, – заметил Илья Глебов.Впрочем, привлечение талантливых ребят в региональные высшие учебные заведения, похоже, уже перестало быть для регионов проблемой. Еще в декабре прошлого года НИУ ВШЭ и Российский союз ректоров проанализировали предпочтения победителей и призеров олимпиад школьников и подтвердили, что региональные вузы стали более привлекательными для них. Особенно ярко это было заметно по вузам Южного, Дальневосточного и Сибирского федерального округов. И притом что льгота на поступление в вузы у дипломантов заключительного этапа ВсОШ действует по всей стране, они пользуются ею в своем регионе.- Если обратиться к статистике международных олимпиад, то в нашем регионе за последние 8 лет – 11 победителей. Кто-то из этих ребят остается учиться в наших вузах, но бывает, что уже в процессе учебы их переманивают в московские, – рассказала Елена Плетнева. – Что касается победителей и призеров Всероссийской олимпиады, то обычно они поступают в вузы нашего региона.- Мы прилагаем усилия, чтобы ребята продолжили обучение в вузах Татарстана, тем более что К(П)ФУ известен своими научными школами, – отметила Тамара Федорова. – В 2013 году 76 школьников из Татарстана стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады. 34 из них окончили 11-й класс. Более половины из них остались обучаться в республике.Однако главное достижение современной работы с одаренными детьми, пожалуй, обозначил Владимир Кирюхин. По его словам, сегодня наши чемпионы не едут учиться за границу. Все уже поняли, что высшее образование в нашей стране, что бы о нем ни говорили, для таких ребят является лучшим.Ева АНДРЕЕВА, Москва – Казань – Екатеринбург – Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте