search
main
0

Рецепт успешного учителя

Мир стремительно меняется, чтобы успеть за ним, система образования должна предвидеть и предвосхищать эти перемены. Побеждает тот, кто опережает время. Этого девиза – быть на шаг впереди – уже на протяжении многих лет придерживается Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО) под руководством народного учителя России, доктора педагогических наук Ольги РОЙТБЛАТ. Уже почти десяток лет перенимать опыт Тюменской области едут из разных регионов России. И каждый раз здесь рождаются все новые и новые образовательные инициативы, как, например, социальный договор, единый методический день, педагогический субботник… Обо всем этом, а также о приоритетах профессионального развития педагогических кадров в региональной системе образования мы и говорим с Ольгой Владимировной.

– Какими направлениями работы сейчас занимается ТОГИРРО?- Для нас важно работать на опережение, предвидеть те изменения, которые ждут образование завтра. И конечно, учитывать противоречия, в том числе и на социально-педагогическом уровне, которые есть в мире. Сегодня полностью отпал вопрос зарплаты, материально-технического обеспечения. На первый план выходит содержание.Мы находимся в постоянном поиске. Думаем, как улучшить нашу работу, ведь сегодня предъявляются высокие требования именно к технологиям обучения. Первое направление нашей работы – диагностика и постоянный мониторинг региональной системы образования. Мы одними из первых стали проводить независимую оценку качества образования детей на ступени начальной, основной и средней школы. А сейчас еще и комплексную оценку образовательных учреждений с учетом мнений общественных организаций. Второе направление, которым мы тоже занимаемся не один год, – разнообразные проекты, работа экспериментальных площадок.Третий, самый большой, блок – новые технологии и приоритеты развития педагогических кадров области. Особенность нашего подхода в том, что мы стали обучать сразу весь коллектив, это дает наилучший результат.Это как раз содержательная работа. Когда мы отправляем педагога на курсы, он выходит с них воодушевленным. Но потом в родной школе опять все возвращается на круги своя. Мое глубокое убеждение – все начинается с руководителя школы, и конечно, по конкретной теме, конкретной технологии нужно обучать весь коллектив, только тогда будет эффект от этой работы. Важно, что мы в этом вопросе ушли от разовых мероприятий. Уже традиционным стал «Педагогический марафон», когда к нам приезжают победители Всероссийского конкурса «Учитель года России» и мы с ними едем в глубинку. Теперь мы стали проводить еще и педагогические субботники. Четвертое направление – конкурсы и работа с одаренными детьми (олимпиадное движение, «Шаг в будущее», летняя многопрофильная школа). – Каковы приоритеты профессионального развития педагогических кадров в регионе?- Наша принципиальная установка на формирование единых подходов организации профессионального развития. Приоритет отдается работе по совершенствованию профессиональных педагогических компетенций – на всех уровнях системы образования: внутриорганизационном, муниципальном, региональном. Это обеспечивается едиными установками на развитие профессиональных взаимодействий как внутри образовательной организации, так и вне ее. Самым ярким примером тому служит становление методического сопровождения педагогов, включающего в себя кроме традиционных «вертикальных» методических объединений, в состав которых входят учителя-предметники, методические объединения новых форматов – «горизонтальные». Они организуют взаимодействие учителей в метапредметном пространстве образовательного процесса поле вокруг класса и параллели. Так, подтвердили свою необходимость и востребованность такие объединения учителей, работающих в пятых классах. Кроме этого, практика проведения единых методических дней показала необходимость расширения профессионального взаимодействия учителей в межпредметном поле. Так как именно в такой совместности определяются подходы к организации работы с детьми, оттачиваются технологические приемы обучения, ориентированные на формирование универсальных учебных действий и др. То есть требования новых ФГОС обуславливают новые требования и к дидактико-методическому сотрудничеству.В течение прошедшего учебного года педагогическое сообщество вышло на понимание роли педагогических и методических взаимодействий в территориальном образовательном пространстве школ. Началась планомерная работа по созданию каскадных моделей методической подготовки, включающих внутриорганизационный, сетевой, муниципальный уровни. Определились подходы к проектированию единого методического пространства и единого воспитательно-образовательного пространства, объединяющего ресурсный потенциал (прежде всего материально-технический и интеллектуальный) образовательных организаций разной ведомственной принадлежности в интересах детей.- Ключевой фактор развития профессиональной культуры педагогов – ориентация на продуктивные формы работы. Какие из них сегодня наиболее перспективны?- Уже не первый год идут дискуссии вокруг вопросов целесообразности проектной деятельности детей, использования современного оборудования, формирования предметно-пространственных развивающих сред, поддержки и развития детской одаренности через разнообразие учебных и внеучебных видов деятельности, профориентации детей и молодежи. Однако во весь рост перед педагогом и коллективом встает другая проблема: как и когда обеспечить эту работу? Как один из возможных способов решения мы видим организацию продуктивной учебно-познавательной деятельности на уроках, классных часах и кружках, переменах и т. д. Освоенные ребенком знания и умения должны находить применение в работе со словарем, создании веб-сайта, оформлении проекта, разработке плана экскурсии, реконструкции арт-объектов и т. д. Какова роль института в этом поиске по обновлению содержания и форм образования? Наверное, будет правильно сказать, что есть главное – понимание, что только педагог, «проживший» эту новую реальность, может успешно и эффективно ввести ее в пространство своей работы с детьми. Поэтому преимущественный интерес к групповым и проектным форматам работы во время подготовки и проведения методических мероприятий не только сохраняется, но и усиливается за счет использования интерактивных образовательных средств.- Одно из образовательных новшеств в регионе – социальный договор. Что это?- Это неформальная договоренность образовательных учреждений и института развития образования по реализации сформированных в ходе совместной работы региональных стандартов: педагогических технологий, образовательной среды и управления.Поскольку заданные социальным договором сквозные стратегии имеют рамочный характер, каждый педагогический коллектив и каждый учитель внутри этих рамок может творить, привнося собственные идеи. Межмуниципальный обмен опытом и проведение региональных единых методических дней позволяют учителям презентовать свой подход, ознакомиться с наработками коллег, непрерывно учиться.Педагогические команды от всех муниципалитетов области ежегодно в преддверии августовской конференции собираются вместе на семинар-дискуссию для обсуждения актуальных, волнующих и педагогов, и детей, и их родителей вопросов, делятся позитивным опытом, определяют ключевые проблемы и пути их решения, которые будут внедряться во всех школах области в предстоящем учебном году. В семинаре-дискуссии также принимают участие представители муниципальных и региональных органов управления образованием.Результаты обсуждений и принятые решения становятся содержанием социального договора. – Какова роль ТОГИРРО в социальном договоре?- Одним из направлений социального договора является использование в повседневном учебном процессе каждым педагогом технологий интенсивной групповой и командной работы. Освоению современных образовательных технологий способствует работа тьюторских команд, которые сопровождает ТОГИРРО. Данные технологии способствуют формированию критического мышления, креативности и коммуникативных компетенций обучающихся благодаря разнообразным приемам работы в парах, группах сменного состава, командах. Включенность преподавателей и специалистов начинается с подготовки содержания, подлежащего рассмотрению, исследования его потенциала в развитии региональных компонентов образования, продолжается собственно организацией и проведением мероприятий и заканчивается получением реальных практических результатов в обучении и развитии детей.- Последние два года ТОГИРРО активно занимается различными формами неформального образования. Насколько актуальна эта тема сегодня? – Неформальное образование – социальная, динамичная, открытая мобильная система, реагирующая на профессиональные потребности взрослого человека, социокультурные изменения общества. Система, способная выступать как самостоятельная и дополнительная к формальному образованию, выполнять различные функции (компенсаторную, образовательную, развивающую, корректирующую и другие). В отличие от формального образования она более свободна по организации, отличается особенностью преподавательского состава, не сопровождается документацией государственного образца, возможна стихийная организация как по времени, так и по содержанию и технологиям образовательной среды. Сегодня трудно даже сказать, какого образования больше в нашей жизни: формального или неформального. Когда я стала изучать неформальное образование, даже не ожидала, что буду по этой теме защищаться. Мне приходилось переводить работы Стедфорта, в которых он пишет, что неформальное образование рождалось в слаборазвитых странах, было актуальным для женщин, но со временем его значение видоизменилось. Я это поняла, когда была на образовательном саммите в Каттаре. Там прозвучала цифра – более 50 миллионов детей 6-7 лет не сели за парты только потому, что их некому учить. Так что убеждена, тема неформального образования будет востребованной и в педколледжах, и в педвузах, так как утвержденные программы и нормативы меняются раз в пять лет, они просто не успевают за стремительностью жизни. Десять лет назад мы запустили проект «Школа современного руководителя», где тоже было много неформального. Когда наш опыт подхватили регионы, мы убедились в правильности выбранного пути. Убеждена, будущее – за неформальным образованием!98% учителей считают, что единые методические дни – действенный механизм повышения квалификации. Образование не может и не должно иметь границ. Все должно подтверждаться исследованием и проектом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте